Под угрозой возвращение в музей картины, украденной 20 лет назад

В Латвийский Национальный художественный музей вернулась картина балтийско-немецкого романтика 19-го века Александра Гейбеля «Святое семейство», которая 20 лет назад была украдена во время экспозиции. И хотя уже заявлено о возврате картины, пока не ясно, сможет ли музей оставить ее себе. 

Александр Гейбель, «Святое семейство»

Картину хранил у себя коллекционер, который ранее уже подозревался в торговле крадеными предметами искусства. Поскольку срок давности кражи прошел, торговец картинами, возможно, теперь может считаться добросовестным покупателем, сообщает программа телеканала TV3 Nekā Personīga.

Летом 1992 года среди белого дня в Латвийском Национальном художественном музее пропал небольшой экспонат – картина балтийско-немецкого романтика Гейбеля. В тот день музей проводил экскурсию для школьников.

«Была одна группа, которой сотрудница нашего музея рассказывала именно об этой картине, и буквально через 15 минут появилось сообщение, что картины больше нет. Осталась пустая рама. У нас оригинальная рама», – рассказала директор художественного музея Мара Лаце.

Полиция не нашла картину и через десять лет, поэтому в 2002 году уголовное дело было закрыто. Произведение искусства нашлось лишь десять лет спустя, в октябре этого года, когда торговец предметами искусства передал картинку на оценку. Оценщица вызвала свою знакомую из Латвийского художественного музея, которая и узнала картину.

«Картина все время находилась в Латвии, нельзя сказать, что она хранилась в очень плохих условиях, но она хранилась в лежачем положении. Наверное, воры посчитали, что прошло 20 лет и никто уже ничего не помнит», – сказала Лаце.

Музей обратился в полицию и картина была возвращена. Теперь же обнаружилось, что картина сразу после кражи в 1992 году попала к некоему торговцу предметами искусства. Яков Бородецкий – один из самых опытных торговцев картинами. Он покупал и продавал картины уже в советские времена. Бородецкий держал картинную галерею в Старой Риге, но пару лет назад закрыл ее.

В последние годы Бородецкому не везло. Постановлением суда без помещений остался его антиквариат – галерею в Старой Риге пришлось закрыть, другое решение суда вынудило его покинуть квартиру в Пардаугаве. И, наконец, Рижский окружной суд постановил, что Бородецкий должен выплатить одному из банков 220 000 латов. Возможно, нехватка денег привела к решению продать картину Гейбеля, стоимость которой оценивается примерно в 20 000 латов.

В настоящее время картина возвращена в музей и работники приступили к ее реставрации, однако гарантий, что работа мастера останется в музее, нет, поскольку закон позволяет бывшему владельцу потребовать вернуть ее.

Уголовный закон Латвии предусматривает, что срок давности проходит через десять лет после кражи. При этом была проведена огромная работа, чтобы скрыть принадлежность картины музею. «Украден инвентарный музейный номер. Очень хорошо видна профессиональная работа. Здесь была музейная этикетка и другая этикетка, которая была сорвана. Осталось только имя автора», – прокомментировала заместитель директора музея Рута Лапиня.

Как у добросовестного покупателя у Бородецкого есть право через прокуратуру потребовать  отменить решение полиции о возвращении картины музею и попросить суд закрепить за ним права собственности на произведение искусства. Неделю назад полиция допросила Бородецкого, который пока подобных требований не предъявлял.

«Как и любое процессуальное решение, стороны имеют право обжаловать и данное решение. Если сейчас это третье лицо, физическое лицо, которое, возможно, может предъявить какие-либо иски, решит, что необходимо оспорить данное решение, это его дело», – пояснил начальник рижского управления Государственной полиции Андрей Гришин.

Данные, имеющиеся в распоряжении программы, свидетельствуют о том, что продавец предметов искусства ранее уже подозревался в скупке краденых предметов искусства. В его галерее кто-то заметил краденые акварели. По месту жительства продавца был проведен обыск, однако Бородецкий так и не был осужден.

Кража картины Гейбеля – не единственный подобный случай за время восстановления независимости. Картины из музеев крадут регулярно. Латвийский художественный музей до сих пор не вернул себе еще одну картину и скульптуру. Сейчас картины в музее охраняют сотрудницы музея и видеокамеры, но экспонаты не подключены к сигнализации. Они не оценены экспертами и не застрахованы.

В художественном музее картины из своей коллекции постоянно выставляет ценитель искусства Гунтис Белевич. По его мнению, не заботясь о безопасности картин, государство показывает свое ничтожное отношение к художественным ценностям, а отсутствие оценки музейных экспонатов способствует развитию теневой экономики в искусстве. Отсутствуют четкие и ясные рыночные принципы, по котором художники могут продавать свои работы.

Дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности картин в музее обещают после реконструкции, но ее начало задерживается. Министерство культуры в свою очередь считает, что процент краж слишком мал, чтобы вкладывать дополнительные средства в мероприятия безопасности.

Ref: 101.108.108.3020

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости