В понедельник, 15 ноября, Сейм в окончательном чтении начал рассмотрение пакета госбюджета на 2022 год. За свой десятичасовой рабочий день депутаты рассмотрели треть всех законопроектов.
На сегодняшний день парламентарии дошли до пятого из 14 законопроектов, и в общей сложности обсудили 46 предложений из 567.
Большая часть предложений поступило непосредственно по законопроектам О среднесрочной структуре бюджета на 2022, 2023 и 2024 года и О государственном бюджете на 2022 год.
Ожидается, что поправки к этим законам будут обсуждаться дольше всех.
В понедельник депутаты успели принять поправки к Закону об управлении капитальными обществами и долями капитала публичного лица, который устанавливает единое регулирование для государственных и частных капитальных обществ, где государство выступает участником с компаниями частного сектора по подоходному налогу с предприятий, а также в окончательном чтении были приняты поправки к Закону о фильмах, который предусматривает, что софинансирование иностранных фильмов в дальнейшем будет администрировать Латвийское агентство инвестиций и развития.
После длительных дискуссий депутаты приняли также поправки к Закону о налоге на добавленную стоимость, которые предусматривают применение пониженной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 5%. Данная ставка будет применяться к книгам, прессе и подписке новостных порталов.
В то же время ряд предложений от оппозиции был отклонен в понедельник в контексте этого законопроекта. Например, большинство депутатов Сейма, рассматривая поправки к Закону о налоге на добавленную стоимость, отклонили предложение от оппозиции о применении пониженной 5% ставки НДС на электроэнергию и природный газ, на услуги по их передаче, распределению, а также на компоненты обязательной закупки с 15 ноября до 1 июня 2022 года.
При рассмотрении этого же законопроекта, большинство депутатов отклонило предложение депутатов оппозиции о снижении ставки НДС на 5% на свежее мясо, свежую рыбу, яйца и молочные продукты.
Во второй половине дня обсуждалась планируемая реформа оплаты труда в государственном управлении и ожидаемое повышение заработной платы высшим должностным лицам государства в 2023 году.
Согласно первоначальному варианту правительства, доходы консолидированного государственного бюджета в следующем году прогнозируются на уровне 10,6 млрд евро, а расходы – 12,4 млрд евро. Эти суммы могут варьироваться в зависимости от того, какие предложения депутаты решат поддержать в контексте бюджета, а какие нет.
Как считает правительство, в госбюджете на 2022 год предусмотрено значительное финансирование на повышение заработной платы врачам, педагогам и работающим в сфере внутренних дел.
Снижение налоговой нагрузки на рабочую силу – один из основных приоритетов правительства. Чтобы продолжить понижать налоговую нагрузку на рабочую силу малообеспеченных слоев населения и улучшить конкурентоспособность предприятий среди стран Балтии, необходимо дальнейшее повышение необлагаемого минимума подоходного налога с населения (ПНН), а также повышение необлагаемого минимума пенсионерам.
На данные изменения в 2022 году предусмотрено 93,8 млн евро.
Максимальный дифференцированный необлагаемый минимум, а также необлагаемый минимум пенсий с 1 января 2022 года составит 350 евро, а с 1 июля — 500 евро в месяц.
По сравнению с планом законопроекта госбюджета 2021 года запланированные доходы на 2022 год предусматривают увеличение в размере 1,078 млрд евро и увеличение расходов в размере 1,642 млрд евро.
Доходы основного госбюджета будущего года прогнозируются в размере 7,47 млрд евро, а расходы – 9,263 млрд евро (брутто).
По сравнению с планом основного госбюджета 2021 года, запланированные расходы на 2022 год увеличатся на 1,417 млрд евро или 18,1%. Увеличение расходов в размере 1,006 млрд евро предусмотрено на финансирование издержек основных функций государства.
Планируется увеличение финансирования на 410,9 млн евро для реализации проектов и мероприятий, софинансируемых за счет инструментов политики ЕС и другой иностранной финансовой помощи.
Доходы и расходы специального бюджета социального страхования прогнозируются в размере 3,438 млрд евро и 3,387 млрд евро соответственно. По сравнению с 2021 годом расходы социального бюджета увеличатся на 214,5 млн евро, или 6,8%.
В 2022 году, в связи с быстрым ростом экономики уровень безработицы в Латвии снизится до 7%. Количество трудоспособного населения немного увеличится в 2022 году и до 2024 года стабилизируется на уровне 900 000.
Прирост средней брутто-зарплаты в этом году прогнозируется в размере 8%, средняя заработная плата увеличится до 1 234 евро. В следующем году рост зарплат может составить 6%.