Замена произведенных в России блоков контроля безопасности движения поездов «Блок» на западную систему Veps в новых электропоездах Škoda Vagonka (Škoda) может обойтись, по предварительным подсчетам, в сумму порядка 14 млн евро, а сдача первого поезда в эксплуатацию задержится примерно на год, сообщил председатель правления АО Pasažieru vilciens (PV) Роджерс Янис Григулис.
Он пояснил, что такие предварительные расчеты PV предоставила Škoda.
Григулис также отметил, что в начале 2018 года в ходе закупки электропоездов PV в сотрудничестве с ООО TUV Nord Baltik и привлеченными им международными техническими экспертами оценили риски безопасности, в том числе провели техническую оценку безопасного локомотивного комплекса «Блок».
Техническая оценка показала, что дистанционное влияние на систему «Блок» невозможно, и техническое обслуживание и содержание комплекса смогут осуществлять сами работники PV без вмешательства третьей стороны.
В тех случаях, когда систему потребуется сдать в ремонт, содержащиеся в ней данные сотрудники PV смогут удалить самостоятельно с использованием определенного оборудования. Несанкционированные попытки удалить данные могут привести к сбоям кассеты регистрации.
«После получения результатов о них были проинформированы органы безопасности», — пояснил Григулис.
Что касается других используемых в Латвии поездов, представитель компании отметил, что подвижные составы перевозчиков латвийских железных дорог, участвующих в движении по созданной еще во времена СССР железнодорожной инфраструктуре публичного пользования ГАО Latvijas dzelzceļš (LDz) оборудованы произведенными в России комплексами сбора и регистрации данных, телемеханическими системами контроля бодрствования машиниста и дешифраторами автоматической локомотивной сигнализации. Как и «Блок», это локальные системы, поделился глава PV.
В свою очередь Служба госбезопасности (СГБ) и компания по предотвращению инцидентов в области ИТ-безопасности Cert.lv возражают против того, чтобы в закупленных для нужд Латвии новых пассажирских поездах Škoda использовалась аппаратура российского производства, сообщает программа Nekā personīga на телеканале TV3.
Спорное устройство — система контроля безопасности движения поездов «Блок», производимая в России в учрежденной в 1994 году научно-производственным объединением САУТ.
Специалисты поясняют, что функциональность данного устройства связана с управлением поездом и обеспечением его мониторинга.
Нельзя исключать, что кто-то, кто знает слабые места устройства, сможет в будущем использовать его в плохих целях.
Со слов специалистов также следует, что углубленный анализ этих приборов потребует больших временных ресурсов, а риски слишком высоки.
Служба госбезопасности рекомендует заменить конкретную систему альтернативным техническим решением. В то же время руководство PV поясняет, что указанная российская система совместима с теми, что до сих пор используются на латвийских железных дорогах. Ее можно заменить на систему западного производства Veps, которая используется в Эстонии, но в Латвии она еще не сертифицирована, что означает, что прежде всего нужно решить вопрос сертификации.
Министр сообщения Талис Линкайтс признал в интервью Nekā personīga, что с учетом сложных обстоятельств и рисков потерять финансирование ЕС закупка поездов будет продолжена, а спорная российская система может быть заменена позднее, когда поезда будут доставлены в Латвию и закупка будет завершена.
«Составы нужно получить здесь, в Латвии, а затем со временем, в соответствии с техническими требованиями, нужно заменить все эти рискованные системы»,
— сказал Линкайтс.
Как известно, в целом PV заказало у чешской компании 32 новых электропоезда. В Латвию доставлены три первых состава, а весь заказ планируется выполнить до конца 2023 года.
Общие расходы всего проекта составляют 257,889 млн евро. Софинансирование из Фонда солидарности ЕС на покупку 23 новых электропоездов составляет 114,211 млн евро.