Представитель АО Pasažieru vilciens Сигита Звиедре пояснила, что новые электропоезда Škoda Vagonka (Škoda) планируется начать использовать с блоками контроля безопасности движения поездов «Блок» российского производства, «соблюдая условия снижения рисков безопасности».
Она пояснила, что вопрос об использовании блоков контроля безопасности движения поездов «Блок» «углубленно рассматривался вместе с компетентными учреждениями». На основе их рекомендаций разработана совокупность мер по снижению рисков, чтобы устранить выявленные риски безопасности и обеспечить надежную эксплуатацию поездов Škoda.
«Сейчас продолжается производственный процесс, и эксплуатацию поездов Škoda планируется начать с системами контроля безопасности движения «Блок», соблюдая условия снижения рисков безопасности в процессе их установки и эксплуатации», — указала Звиедре, добавив, что в то же время Pasažieru vilciens «в сотрудничестве с компетентными органами продолжит оценивать возможности и решения, касающиеся дополнительной безопасности,
чтобы в нынешних геополитических условиях постепенно заменить российские технические решения на произведенные в Европейском союзе или Европейской экономической зоне».
Звиедре пояснила, что «Блок» — это локальная система контроля безопасности, которую водитель поезда при необходимости может вручную отключить и продолжить движение с выключенным «Блоком». Установка таких систем на поездах обеспечивает выполнение технических железнодорожных правил эксплуатации.
«Блок» автоматически затормаживает поезд перед включенным сигналом светофора, если это не сделает сам машинист, что снижает риски человеческого фактора и создает дополнительную безопасность.
Представитель предприятия также указала, что переход на решения безопасности класса A в поездах должно быть подчинено и проводиться в соответствии с улучшениями в железнодорожной инфраструктуре. Согласно Европейскому плану введения системы управления поездами, это должно произойти до 2030 года.
Как сообщалось ранее, Служба госбезопасности (СГБ) и компания по предотвращению инцидентов в области ИТ-безопасности Cert.lv возражают против того, чтобы в закупленных для нужд Латвии новых пассажирских поездах Škoda использовалась аппаратура российского производства, сообщает программа Nekā personīga на телеканале TV3.
Спорное устройство — система контроля безопасности движения поездов «Блок», производимая в России учрежденным в 1994 году научно-производственным объединением САУТ.
По мнению специалистов, функциональность данного устройства связана с управлением поездом и обеспечением его мониторинга.
Нельзя исключать, что кто-то, кто знает слабые места устройства, сможет в будущем использовать его в корыстных целях.
Со слов специалистов также следует, что углубленный анализ этих приборов потребует больших временных ресурсов, а риски слишком высоки.
Служба госбезопасности рекомендует заменить конкретную систему альтернативным техническим решением. В то же время руководство PV поясняет, что указанная российская система совместима с теми, что до сих пор используются на латвийских железных дорогах.
Ее можно заменить на систему западного производства Veps, которая используется в Эстонии, но в Латвии она еще не сертифицирована, что означает, что прежде всего нужно решить вопрос сертификации.
Ранее предприятие Pasažieru vilciens сообщило, что замена произведенных в России блоков контроля безопасности движения поездов «Блок» на западную систему Veps в новых электропоездах Škoda Vagonka (Škoda) может обойтись, по предварительным подсчетам, в сумму порядка 14 млн евро, а сдача первого поезда в эксплуатацию задержится примерно на год.
Как известно, в целом PV заказало у чешской компании 32 новых электропоезда. В Латвию доставлены три первых состава, а весь заказ планируется выполнить до конца 2023 года.
Общие расходы всего проекта составляют 257,889 млн евро. Софинансирование из Фонда солидарности ЕС на покупку 23 новых электропоездов составляет 114,211 млн евро.
Читайте также: Замена российских блоков связи в новых поездах может обойтись почти в 14 млн евро