8 лучших ролей, сделавших Михаила Барышникова знаменитым

0

«Легендарный артист балета Михаил Барышников был любим зрителями всегда — и на заре своей карьеры в СССР, и когда стал звездой на Западе, и сейчас, когда он гастролирует по всему миру со своими драматическими спектаклями. У него не только безупречная балетная техника и впечатляющие прыжки, но и выдающийся талант актера», — считает Андрей Жагарс.

Убедиться в актерском таланте Барышникова мы сможем уже совсем скоро, в начале августа, когда в Латвийской Национальной опере пройдет его гастрольный моноспектакль «Письмо человеку». Эту постановку, основанную на дневниках Вацлава Нижинского, создал для Барышникова классик авангардного театра Роберт Уилсон.

В преддверии гастролей вспомним восемь лучших ролей Михаила Барышникова, раскрывающих разные грани его таланта.

Балетная миниатюра «Вестрис»

С этим номером, поставленным хореографом Леонидом Якобсоном на музыку Геннадия Банщикова, Михаил Барышников выступил на Первом международном конкурсе артистов балета в Москве в 1969-м году, завоевав первое место и золотую медаль. Член жюри Майя Плисецкая поставила ему тогда 13 баллов (при высшей оценке 12). Миниатюра навеяна образом легендарного танцовщика XVIII века Гаэтано Вестриса, прозванного «богом танца» и ставшего символом изящества и грациозности хореографического искусства. В исполнении Барышникова это был настоящий гимн красоте мужского танца.

Принц Альберт в балете А. Адана «Жизель»

Именно в этой роли Барышников вышел на сцену «Метрополитен-опера» уже через месяц после своего легендарного побега на Запад в 1974-м году. Его партнершей тогда была Наталья Макарова. Спектакль имел оглушительный успех: на первом представлении занавес поднимали 24 раза. Трактовка образа принца у Барышникова отличалась от той, что была принята в советском балете: вместо социальной драмы он играл трагедию высокой романтической любви. Пресса восхищалась его безупречной техникой, одухотворенностью и невероятной харизмой, заражавшей всех остальных артистов.

Базиль в балете Л. Минкуса «Дон Кихот»

Жемчужина русской балетной классики, «Дон Кихот» за годы своего существования выдержал немало различных интерпретаций. Работая в Американском театре балета, Михаил Барышников в 1980-м году осуществил свою постановку, основанную на хореографии XIX века. Сам артист назвал ее «хаотичной, но любимой». В этой версии «Дон Кихот» потом шел во многих театрах мира. Сам Барышников выступил в этом спектакле в роли цирюльника Базиля. Его «Танец с кубками» считается одним из шедевров мирового балетного искусства.

Принц в балете П. Чайковского «Щелкунчик»

«Щелкунчик» — еще один классический балет, которому Михаил Барышников придал новое звучание. Эту постановку он осуществил для «Американского театра балета» в 1977-м году, выступив в ней в главной роли. Несмотря на сравнительно недолгую сценическую жизнь, этот спектакль имел колоссальный успех. Он завораживал своим волшебством, очарованием, выдумкой и еще несколько десятилетий спустя продолжал вдохновлять артистов балета. Барышников в роли Щелкунчика-Принца буквально брызжет энергией молодости, а Джелси Киркланд в роли Клары демонстрирует превращение девочки в юную девушку.

Аполлон в балете Игоря Стравинского «Аполлон»

Этот спектакль легендарного хореографа Джорджа Баланчина, впервые поставленный им еще во времена дягилевских «Русских сезонов», был задуман как образец балетной неоклассики — при том, что музыка Игоря Стравинского отнюдь не классическая. В центре спектакля — образ Аполлона и его отношения с тремя нимфами (Терпсихорой, Каллиопой и Полигимнией). Михаил Барышников в роли Аполлона воплощал образ не просто Бога, но Бога-творца, который обретает свое величие через искусство.

Танцор Юрий Копейкин в фильме «Поворотный пункт»

В этом фильме 1977-го года, рассказывающем о судьбах двух балерин, у Михаила Барышникова роль второго плана. Однако, именно здесь он впервые доказал, что может играть драматические роли так же талантливо, как и танцевать. За что и получил номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» (всего фильм получил 11 номинаций на «Оскар» и 6 номинаций на «Золотой глобус»). В одном из эпизодов фильма Барышников играет на гитаре и исполняет песню своего друга Владимира Высоцкого «Дом хрустальный».

Танцор Николай Родченко в фильме «Белые ночи»

Этот фильм 1985-го года для Барышникова во многом автобиографичен: его герой, как когда-то он сам, бежит на Запад в поисках свободы. В картине можно увидеть кадры, снятые на улицах Ленинграда, — их для фильма тайно снимали финские операторы. Самые известный эпизод ленты — невероятно пронзительный танец Барышникова под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».

Реклама коллекции Rage&Bone

В прошлом году американский модный бренд Rage&Bone выпустил короткометражный фильм, в котором Барышников танцует вместе со звездой стрит-данса, 27-летним Лилом Баком (актерский псевдоним Чарльза Райли). Молодой танцор признался, что быть партнером великого Барышникова для него огромная честь, а представители Rage&Bone заявили, что сотрудничество с легендарным артистом — лучшее, что они сделали за все время существования бренда.

Ref: 102.000.112.4568

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь