АО Pasažieru vilciens (PV) хочет купить для Латвии 32 новых электропоезда за 225 303 262 евро. Эта сумма более чем в три раза больше той, которую израсходовала Эстония на свои электропоезда. «В данном случае проблема не только в том, что Латвия переплатит, но и в том, что «чемпионы добрых дел» сперва купят поезда, а потом будут думать, как мы их будем использовать, ведь до сих пор непонятно, по каким направлениям будут курсировать поезда, возможно ли ездить в одной сети, будут ли новые перроны», — рассказывает в интервью BNN бывший министр транспорта Латвии Анрийс Матисс.
Бывший министр транспорта считает, что Латвия уже давно заслужила новые электропоезда, однако тендеры вызывают ряд вопросов.
«Неясно, как эти поезда будут работать: будет использоваться новая сеть? как закупка поездов будет сочетаться с электрификацией?» — говорит Матисс.
По его мнению, до сих пор непонятно, как они будут курсировать. «Ни про одно, ни про другое [направление], к примеру, Саулкрасты или Юрмала, не слышно, что в ближайшее время собираются менять нынешний стандарт. А в сторону Крустпилса, куда также будет курсировать электропоезд, будет другой стандарт. Вопрос: будет два стандарта? или один поезд будет ездить по двум? Еще непонятно, как это будет работать вместе в проектом электрификации», — удивляется он.
Ошибкой АО Pasažieru vilciens (PV) Матисс считает также то, что закупка новых поездов не учитывает изменение перронов. В качестве удачного примера Матисс назвал Эстонию, где перроны построены таким образом, что и пожилые люди, и женщины с колясками могут без проблем заходить в новые поезда.
По его словам, в Латвии нет четкого ответа на вопрос, будут ли перроны обновлены после поставки новых электропоездов. «Важно знать, какова будет высота платформ, будут ли на каждой станции подъемники или еще какие-то решения», — говорит он. Матисс отмечает, что в его бытность министром было реконструировано 20 перронов, но это лишь малая часть, поэтому надо знать, будут ли реконструированы все, а это и новые расходы. «Только тогда есть смысл говорить о поездах, необходим единый стандарт. Очень важно привести в порядок инфраструктуру и лишь потом закупать поезда»,- считает Матисс.
Экс-министр транспорта отмечает, что премьер Марис Кучинскис обвинял и его в том, что закупка PV не удалась.
«Когда я был министром транспорта, Эстония купила 18 электропоездов и 20 дизель-поездов на общую сумму 79,8 млн евро. В Латвии годом позже, в 2014 году, был тендер Pasažieru vilciens на закупку 32 поездов и предлагалась сумма 150 млн евро, что почти в два раза дороже, чем в Эстонии. Поэтому эта закупка была остановлена, так как я понял, что мы основательно переплачиваем и не можем себе этого позволить», — пояснил он.
«Проходит еще четыре года. 2018-й год, снова тендер PV на закупку 32 электропоездов, общая сумма — 225,3 млн евро. Думаю, что любому понятно, что это в три раза дороже, чем в Эстонии. Не зря несколько участников, которые не победили, оспорили его, говоря, что они могут поставить дешевле», — рассказывает он.
Матисс подчеркивает, что непонятно, почему и каким образом эти цены в Латвии в два или три раза превышают сумму, которую соседи заплатили за такое же предложение.
На вопрос, как он считает, почему не удается закупить электропоезда, Матисс ответил: «Мы слишком много хотим. Мы хотим, чтобы построили сервисный центр, хотим, чтобы на все случаи обеспечивались возможные запчасти, хотим гарантию 30 лет и т. д., но в итоге за это будет платить государство или налогоплательщики. Если сейчас около 35 млн в год выплачивается из бюджета предприятияю Latvijas dzelzceļš за содержание используемой PV инфраструктуры, то, умножив на 30 лет, получается миллиард, то есть два КОЗ. И за эту закупку, если она искусственно или еще как-то подорожала, будет платить каждый житель, ведь у PV деньги не растут на деревьях».
Чешский производитель поездов Škoda Vagonka обратился в Бюро по надзору за закупками с заявлением о нарушениях в процедуре переговоров по закупке электропоездов АО Pasažieru vilciens. Предприятие считает, что у победителя тендера – испанской компании Talgo – недостаточно опыта, квалификации, и предложенные ею расходы на одно сидячее место в год слишком высоки, чтобы победить в этом тендере.
За право поставки 32 новых электропоездов боролись четыре претендента: Talgo, польская «дочка» швейцарской компании Stadler, испанская Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF) и чешская Škoda Vagonka.
Эта третья попытка Латвии купить новые поезда. В первом тендере участвовали CAF и Stadler, и победила CAF, однако из начатого Stadler судопроизводства конкурс был отменен. Во втором тендере участвовали Hyundai Rotem и Stadler. Лучшее ценовое предложение подала компания Hyundai, но была исключена из конкурса по техническим причинам, а тогдашний министр транспорта Анрийс Матисс заявил, что на закупку поездов у Stadler нет средств, и Pasažieru vilciens не заключило договор.
Матисс считает, что новые поезда нужны, так как старые требуют больших затрат на ремонт.
Экс-министр говорит, что «Латвии надо брать пример с эстонцев: они это сделали в 2013 году, притом гораздо дешевле».
«Все порядке, у них удвоилось количество пассажиров, потому что были удобные поезда, удобные перроны, удобное транспортное сообщение, регулярный интервальный график. Так же могло быть и в Латвии, если делать с умом», — добавил он.