ГАО Latvijas dzelzceļš в 2017 году перевезло 43 млн т грузов — самый низкий объем за последние 15 лет. И при этом нет ни одной предпосылки к прекращению спада. Это означает, что его самая низкая точка еще не достигнута, подчеркивает президент организация «Балтийская ассоциация — Транспорт и Логистика» (БАТЛ) Инга Антане.
Она указывает на серьезность ситуации в отрасли и призывает ответственное министерство к действиям, так как бездействие уже готовит последствия для народного хозяйства Латвии, которые ощутят не только работающие в отрасли, но и каждый житель.
Президент БАТЛ: «2017 год, как и прогнозировалось, является самым худшим для железнодорожных перевозок за последние 15 лет. Прогнозы на следующий год свидетельствуют о еще более быстром спаде, хотя Latvijas dzelzceļš в своем письме народнохозяйственной комиссии Сейма написало, что в следующем году может быть перевалено 49 млн т. В нынешних условиях это невыполнимая и даже утопичная цель. На данный момент уже никто не скажет, что разговоры о транзитном кризисе — преувеличение. Кризис наступил, и последствия ощутим уже в 2018 году».
На данный момент наиболее реальным сценарием для стабилизации ситуации является наращивание объема грузов за счет Беларуси, где Китай создал важный логистический центр для своих грузов, но пока мы мало что получили от него, так как он успешно сотрудничает с Клайпедским портом. Для того чтобы привлечь эти грузы, Латвия должна выполнить домашнюю работу и решить проблемы, касающиеся ее конкурентоспособности.
В ассоциации подчеркивают, что первая работа — конкурентоспособная стоимость перевозки. Отрасль уже несколько лет призывает министерство улучшить конкурентоспособность Латвии в сфере железнодорожных перевозок, на что указывали иностранные партнеры и что подчеркнуто в докладе Еврокомиссии.
По словам Антане, иностранные партнеры еще раньше указывали на слишком высокую плату за железнодорожную инфраструктуру, но правительство вопреки логике существенно повышает ее с 2018 года, в результате чего она будет самой высокой в Евросоюзе. Это означает, что наши партнеры будут еще меньше хотеть выбирать Латвию для грузоперевозок, пояснила Антане.
«Еще одна из первостепенных работ, которые нужно сделать, — это снижение акцизного налога на топливо, который с 1 января существенно вырастет, — говорит Антане. — Latvijas dzelzceļš должно стать намного более эффективным: если в докризисном 2007 году тариф Latvijas dzelzceļš составлял 7,8 евро/км, то сейчас он вырос до 11,08 евро/км. Тогда какова истинная эффективность реструктуризации железной дороги?! Следует добавить, что в 2007 году займы предприятия в банках составляли 50,44 млн, а в прошлом году они были более чем в три раза больше и достигали 177,33 млн евро!»
Она отмечает, что в Латвии больше всего рельсов на одного жителя. Для того чтобы их содержать, предприятие ежегодно должно перевозить минимум 60 млн т грузов. Нехватка уже сейчас составляет 25%.
Антане подчеркивает, что важно открыть систему Latvijas dzelzceļš для реальной свободной конкуренции — полностью либерализовать рынок железнодорожных перевозок. Это означает, что он будет подчиняться таким же условиям, как сейчас Latvenergo, и будет заинтересован в обеспечении конкурентоспособных перевозок.
Президент БАТЛ говорит, что необходимо создать единую тарифную политику, разработать гибкую и конкурентоспособную систему определения платы за железнодорожную инфраструктуру общего пользования, которая была бы одинакова в порты Риги, Вентспилса и Лиепаи, или единое предложение по транзитному коридору. Текущая политика не является дружественной к региональным портам и ставит их в невыгодное положение.
Ассоциация напоминает, что уже многократно призывала правительство отложить дорогой проект электрификации, так как через несколько лет он негативно отразится на стоимости железнодорожных перевозок и будет способствовать их подорожанию, что признает руководство Latvijas dzelzceļš.
Ref: 225.112.112.7913