«Ответственное Министерство транспорта и премьер-министр скрывают от общества настоящую стоимость проекта электрификации железной дороги: суммарные расходы первого этапа проекта будут минимум на 230 млн больше и превысят 670 млн евро», — говорят представители организации «Балтийская ассоциация — транспорт и логистика» (БАТЛ).
Поэтому перевозчики прогнозируют весьма существенное подорожание железнодорожных грузоперевозок, что может еще больше пошатнуть международную конкуренцию латвийской транзитной отрасли.
Сейчас Минтранс продвигает первую очередь проекта, утвержденная общая стоимость которой составляет 441 млн евро, из которых почти 100 млн евро вложит Latvijas dzelzceļš, а остальную сумму — Европейский фонд сплочения, говорят в организации.
БАТЛ отмечает, что в плане расходов это будут не единственные инвестиции со стороны государства.
Член правления БАТЛ Иварс Ландманис: «Для того чтобы проект мог нормально функционировать, государство должно будет инвестировать еще 230 млн евро собственных средств, о чем публично не говорится. Latvijas Dzelzceļš придется покупать новые электролокомотивы, которые обойдутся примерно в 130 млн евро. Латвийские станции технически не подходят, и там нужно будет продлевать железнодорожные пути, на что потребуется еще около 100 млн евро. Таким образом, суммарные расходы проекта уже превысят 670 млн евро, о чем умалчивается. По нашему мнению, об этих расходах никто громко не говорит, так как понятно, что при таких больших государственных инвестициях этот проект не будет иметь инвестиционной отдачи, а это существенно отразится на тарифе железнодорожных грузоперевозок».
По подсчетам ассоциации, с такими огромными инвестициями себестоимость железнодорожных перевозок подорожает. Это означает, что «возврат» инвестиций ляжет на плечи перевозчиков.
Подсчеты расходов и тарифов, выполненных частными перевозчиками и предприятиями транзитной отрасли, а также прогнозы по конкурентоспособности в целом не столь оптимистичные, как у Latvijas Dzelzceļš, которое обещает перевозчикам экономию расходов 1 евро/т. Учитывая такие важные аспекты, как дополнительные инвестиции и эксплуатационные данные частных перевозчиков (а не концерна LDz), снижение себестоимости перевозки невозможно ни при каких условиях, уверен Ландманис.
Ассоциация не понимает аргумент Минтранса о необходимости осуществлять этот проект электрификации, чтобы обеспечить положительное влияние на климат. В Латвии транспорт создает 28% выбросов парниковых газов. По данным Министерства охраны окружающей среды и регионального развития, 92% этих выбросов создает дорожный транспорт (легковые и грузовые автомобили, автобусы) и только 7% — железнодорожный. И поэтому неправда, что реализация этого проекта позволит существенно снизить выбросы парниковых газов в Латвии. В действительности обещанное 1%-снижение выбросов будет стоить 670 млн евро, говорят в ассоциации.
По мнению экспертов БАТЛ, в таких условиях Латвии не выгоден объемный проект электрификации железной дороги. «В текущей ситуации, которая царит в сегменте грузоперевозок, это огромная и неподъемная ноша. И ни Минитрас, ни Latvijas dzelzceļš, ни премьер не дают ответа на вопрос, повлияет ли негативно огромное вложение на уже и так чрезмерно высокий тариф железнодорожных перевозок, который сейчас самый высокий в Европе. Дальнейшее повышение цен будет означать начало конца латвийской транзитной отрасли», — считает БАТЛ.
Ландманис говорит, что для Латвии это очень дорогой проект: «Всего будет электрифицировано 300 км железных дорог: Рига — Крустпилс, Крустпилс — Даугавпилс и Крустпилс — Резекне. Получается около 2 млн евро на км железной дороги. Мы уверены, что никакие «золотые планы» не смогут «вернуть» такие инвестиции при текущих прогнозах об объемах грузоперевозок на ближайшие десять лет».