Часть потенциальных претендентов на должность генерального прокурора не хотят претендовать на это кресло, либо публично не комментируют свои действия, если такая возможность им предложена.
Летом следующего года завершатся полномочия генерального прокурора Эрика Калнмейерса. Согласно закону, генеральным прокурором может быть назначено лицо, достигшее 40-летия, не менее пяти лет проработавшее в должности судьи Конституционного суда, Верховного суда, судьей международного суда или надгосударственного суда, либо с опытом работы не менее десяти лет в должности судьи окружного судьи, старшего прокурора, прокурора суда окружной прокуратуры или прокурора Генеральной прокуратуры.
Кроме того, закон предусматривает, что генерального прокурора по предложению председателя Верховного суда, согласованного с Судебным советом, назначает Сейм сроком на пять лет.
Учитывая это, агентство LETA опросило 21 должностное лицо, которые соответствуют этим требованиям. В частности им был задан вопрос, рассмотрели бы они возможность претендовать на должность генерального прокурора, если бы председатель Верховного суда это предложил. Кроме того, должностных лиц попросили прокомментировать, какими характеристиками, на их взгляд, должен обладать будущий кандидат на пост генерального прокурора.
Большинство опрошенных не предоставили комментарии, но отдельные старшие прокуроры все же отозвались. Так, старший прокурор отдела Генеральной прокуратуры по расследованию особо важных дел Модрис Адлерс указал, что он однозначно не рассматривал бы такую возможность.
На его взгляд, будущий генеральный прокурор должен иметь опыт работы в прокуратуре или в суде в должности прокурора или судьи, также должен иметься опыт управления коллективом, способность коммуницировать с коллективом, выслушивать различные мнения и быть решительным. Кроме того, будущий генеральный прокурор должен уметь публично выражать свое мнение об актуальных проблемных вопросах, убедительно объяснять свое мнение в том числе от имени прокуратуры.
Старший прокурор департамента анализа деятельности и управления Генеральной прокуратуры Айварс Остапко не прокомментировал, стал бы он рассматривать возможность претендовать на должность, однако отметил, что кандидат должен обладать современным взглядом на развитие прокуратуры в будущем, прогрессивным видением обеспечения эффективности и качества функций.
«Крепкий хребет и непоколебимость в случаях необоснованного вмешательства в работу независимой прокуратуры»,
— указал Остапко.
Старший прокурор прокуратуры округа Латгальского суда Андрис Гусаровс не рассматривает возможность претендовать на должность генерального прокурора.
Старший прокурор отдела персонала и профессионального роста Генаральной прокуратуры Кришьянис Рудзитис ответил, что рассмотрел бы такую возможность, но не стал бы претендовать, поскольку не считает свой опыт достаточным для соответствия такой должности.
Рудзитис считает, что кандидат в генеральные прокуроры должен иметь безупречную репутацию, должен быть честным и принципиальным, но только этих качеств недостаточно. Поскольку Генеральный прокурор руководит государственно важным и сравнительно большим учреждением, по его мнению, очевидно, что человек должен обладать многолетним опытом успешного управления каким-либо важным учреждением или структурной единицей. Кроме того, все более актуальным становится способность руководителей такого уровня пыть презентабельными не только в Латвии, но и за границей.
Читайте также: Эксклюзив | Депутат: если бы Бичковичс и Калнеймерс так работали в частном секторе, то давно лишились бы работы
Агентство LETA также обратилось к Марису Лее, широко известному прокурору по многим громких коррупционным делам. Нынешний прокурор отдела Генеральнйо прокуратуры по особо важным делам, вице-президент Латвийского общества прокуроров признал, что в латвийских судах и в прокуратуре есть квалифицированные специалисты, достойные занять эту должность. Должны ли претенденты быть из рядов прокуратуры или судов, решать председателю Верховного суда.
Лея считает, что кандидат в генеральные прокуроры должен хорошо знать специфику работы прокуратуры на всех уровнях, он должен обладать авторитетом и хорошими организаторскими способностями. Кроме того, такой человек должен уметь коммуницировать со средствами массовой информации и иметь «железную нервную систему».
Сам Лея не хотел бы претендовать на этот пост. «Не думаю, что я был бы подходящим кандидатов хотя бы потому, что у меня нет большой практики в управлении крупным коллективом. Мне больше нравится работа над расследованием конкретных дел», — подчеркнул Лея.
Как известно, летом следующего года завершится срок полномочий генерального прокурора Эрика Калнмейерса.