С приближением выборов в Литве четко обозначилось разделение на правые и левые политические силы, но все же уже долгое время в стране уверенно преобладают избиратели, поддерживающие левое направление. Из последних семи выборов в литовский Сейм по итогам пяти победу одерживали левые партии. Как объяснить, почему литовцы отдают предпочтение левым силам? Подтвердился ли это и на предстоящих выборах в октябре?
Причины нужно искать в прошлом
Профессор Вильнюсского университета Томас Янелиунас из Института международных отношений и политологии отмечает, что в решении проблем социального неравенства жители все еще склонны полагаться на государство.
«Во-первых, так сложилось, что многие избиратели, столкнувшиеся с социальными проблемами, как, например, с социальным неравенством, несправедливостью, низкими зарплатами и тому подобным, считают, что левые партии смогут справиться с этим лучше. В Литве — и это сложилось традиционно — многие до сих пор смотрят через плечо, думая: «А поможет ли государство?» (…) Поскольку в повседневной жизни доминируют экономические вопросы, многие избиратели обычно склонны поддерживать левоцентристские партии», — отметил профессор.
Любопытно, что большинство избирателей в крупных городах — в Вильнюсе, Каунасе и Паневежисе — отдают предпочтение правым консерваторам, или официальной партии «Союзу Отечества— Христианским демократам Литвы» (СО-ХДЛ). Почему?
«В указанных городах, особенно в Вильнюсе, доходы избирателей выше, поэтому участие государства в социальной сфере имеет меньшее значение. Избиратели ругают многие правила государства — они более независимы в обеспечении собственного проживания — подчеркнул Томас Янелиунас.
Либералы отходят от крупного поражения
Наиболее либерально настроенным городом Литвы однозначно является портовый город Клайпеда. «Дибералы традиционно подчеркивают значение прав человека и ограниченное участие государства в предпринимательской среде. Эти ценности хорошо согласуются с большинством жителей Клайпеды и других крупных городов», — отметил профессор политологии.
Консерваторы и либералы работали в правящей коалиции вместе в период с 2008 по 2012 годы. В последние годы литовское «Либеральное движение» оказалось на грани распада, поскольку в 2016 году правоохранительные учреждения выступили против лидера партии Элигиуса Масюлиса, который был задержан, возможно, со взяткой в размере 100 евро. Дело все еще в суде, но партия смогла подняться в рейтинге до поддержки в размере пяти процентов.
В 2016 году после пережитого удара часть либералов перешли из партии в СО-ХДЛ. Часть литовских политических обозревателей утверждают, что и консервативно настроенная партия в определенной мере стала либеральной, к тому же такое разнообразие мнений может привести к расколу партии. Например, Ингрида Шимоните, на которую СО-ХДЛ возлагает большие надежды при подготовке к выборам в Сейм в 2020 году, выразила поддержку регистрации и разводу однополых отношений.
В октябре перемены маловероятны
На вопрос, какой может стать политическая среда Литвы после предстоящих в октябре парламентских выборов, Янелиунас, подумав немного, ответил, что относительно разделения левых и правых сил существенных изменений не ожидается.
«Регионы, в которых умы людей занимают вопросы выживания, будут голосовать традиционно, — за левоцентристские политические силы. Например, за Социал-демократическую партию Литвы, Партию труда и за правящий «Союз крестьян и зеленых». В крупных городах будут доминировать такие вопросы как улучшение предпринимательской среды и восстановление от кризиса COVID-19. У СО-ХДЛ есть программа, в которой эти вопросы решаются и, как и прежде, они привлекут существенное число голосов, считает профессор политологии.
Говорит статистика
Другой политический аналитик Витаутас Думбляускас, ассоциированный профессор политологии Университета Миколаса Рёмериса считает, что левонастроенный электорат в Литве значительно больше.
«На выборах в Сейм в 2016 году из неполных 1 200 000 избирателей более 600 тысяч отдали свои голоса за Социал-демократическую партию Литвы, «Союз крестьян и зеленых» или за Партию труда. При этом за три партии правого крыла — СО-ХДЛ, «Либеральное движение» и «Союз Свободы» было отдано всего 420 тыс. голосов», — указал Думбляускас.
Подобно его коллеге, Думбляускас объясняет симпатии литовских избирателей к партиям левого крыла тем, что часть этих избирателей убеждена, что государство должно активнее участвовать в решении экономических вопросов, особенно касающихся социального неравенства и несправедливости. «Это характерно для большинства постсоциалистических стран», — подчеркнул аналитик.
На вопрос, почему левые партии в крупных городах не получают большой поддержки, Думбляускас сказал, что Социал-демократическая партия Литвы в определенный момент потеряла восходящее движение.
«Мне трудно назвать точный момент. Возможно, это произошло во времена правления бывшего председателя партии Алгирдаса Бразаускаса, когда интеллигенция приняла Союз отечества, но не социал-демократов», — считает профессор.
Проблема «потолка» избирателей
Самой большой проблемой СО-ХДЛ являются «потолки» избирателей, о которые бьется партия, считает эксперт.
«Возможно, ситуация изменится с Ингридой Шимоните, поддерживаемой СО-ХДЛ кандидатом в президенты, которой сулят ведущую позицию в списке партий на выборах в Сейм [Литвы]. Но даже если в октябре за консерваторов проголосует часть ее сторонников, партии не удастся получить большинство в Сейме. Сомневаюсь, смогут ли они положиться на либералов, с которыми раньше составляли правящую коалицию», — прокомментировал шансы СО-ХДЛ Думбляускас.
С тем, что вернуться к власти после восьмилетнего перерыва будет трудной задачей для СО-ХДЛ, согласен и ассоциированный профессор Института международных отношений и политологии Кестутис Гринюс.
Правящие смотрятся лучше
«До кризиса COVID-19 и карантина их шансы смотрелись хорошо. И хотя правящий «Союз крестьян и зеленых» в последнее время принимал решения, направленные на борьбу с социальным неравенством, партия оказалась вовлечена в ряд скандалов на высоком уровне. Например, ремонт улиц премьер-министра Саулюса Сквернялиса и действия министра транспорта Ярослава Наркевича в связи с возможной политической благосклонностью к предприятию семьи его друга, а также стычки в парламенте. Все это понизило рейтинг партии и ее шансы выглядели слабыми», — отметил Гринюс.
«Поскольку правительство во главе с Союзом крестьян и зеленых успешно справилось с коронавирусным кризисом в том плане, что в Литве от осложнений от заболевания скончались около 60 человек, многие приписали такой исход партии. На этом фоне шансы правой силы СО-ХДЛ на выборах выглядят значительно хуже, чем до введения карантина», — считает Гринюс.