bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Четверг 24.10.2019 | Именины: Renāte, Modrīte, Mudrīte
LatviaЛатвия

Бремзе: нужна ли Латвии железная дорога как вид транспорта?

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Марис Бремзе

«Я всегда соглашаюсь со средневековым взглядом: нельзя избежать налогов и чумы, поэтому разработанную Министерством финансов налоговую реформу, или «правила игры», надо принимать, и их не стоит подвергать сомнению, а нужно искать возможности, как эффективнее работать в бизнесе», — сказал в беседе с BNN председатель правления АО Baltijas ekspresis Марис Бремзе.

Решение АО LatRailNet повысить плату за железнодорожную инфраструктуру

Отраслевой эксперт Бремзе говорит, что сейчас одной из серьезнейших проблем отрасли является решение АО LatRailNet повысить с 2018 года плату за пользование железнодорожной инфраструктурой на 7%.

«Решение — прямые последствия того, что наша железнодорожная система совершенно не дружит со словами «эффективность расходов». И это проблема. За последние десять лет железнодорожная система стала в три раза больше, в три раза сильнее, так как объем основных средств утроился, а объемы перевозок, количество работников, объем работы, которая выполняется с использованием латвийской железнодорожной системы, не особо изменились, скорее можно утверждать, что объемы перевозок снизились», — говорит Бремзе.

Он поясняет, что сейчас, чтобы сбалансировать и попытаться достичь финансового равновесия железнодорожной системы, управляющий инфраструктурой вместе с АО LatRailNet в качестве единственного решения предлагают повышение цены, т. е. платы за инфраструктуру.

По его мнению, одной из причин сложившейся ситуации являются инвестиционные решения, принятые в недавнем прошлом. «В результате этих решений латвийская железнодорожная система стала гораздо больше, масса основных средств огромная, и, конечно, эти основные средства необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, при этом они не загружены, объемы перевозок в латвийской железнодорожной сети по сравнению с ее мощностью маленькие», — говорит Бремзе.

«В целом имеющаяся железнодорожная инфраструктура в достаточно хорошем техническом состоянии, но в лучшем случае она загружена на 25-30%. 70% мощности железнодорожной сети попросту не используется ни в грузовых, ни в пассажирских перевозках», — продолжает отраслевой эксперт.

Объясняя причины, Бремзе указывает на еще одну проблему: «Видите ли, основные средства, или вся эта железнодородная система принадлежит государству, которое для управления, обслуживания и оказания услуг железнодорожных перевозок создало отдельные принадлежащие ему предприятия. Все они работают в основном под эгидой концерна LDz . Единственно пассажирские перевозки обеспечивает отделившееся в свое время от LDz предприятие АО Pasažieru vilciens. Фактически это государственная монополия, которая не может предлагать на рынке перевозок конкурентоспособные продукты для пассажиров и грузоотправителей, и поэтому железнодорожная сеть не загружена».

Нужна ли Латвии железная дорога как вид транспорта?

«Если пассажиры не хотят передвигаться на поезде, они ищут альтернативы. И у грузоотправителей тоже есть альтернативы. Тут возникает большой вопрос: кому вообще нужна железная дорога как вид транспорта, если на услугу железнодорожных перевозок нет покупателей – 70% мощности не используется?» — рассуждает эксперт.

«Одна из причин — это то, что сейчас перевозки организуют принадлежащие государству коммерсанты, хотя в Евросоюзе (ЕС) железнодорожные системы уже давно открыты для перевозок, фактически любой предприниматель, любой коммерсант может организовывать перевозки и конкурировать с другими. И в результате этой конкуренции появляется привлекательная для пассажиров и грузоотправителей услуга железнодорожных перевозок», — объясняет Бремзе.

Бремзе добавил, что формально латвийское законодательство переняло европейские правовые нормы о либерализации железнодорожной системы и о свободной конкуренции, но, как это часто бывает, одно дело — принять законы, а другое — как это реализуется в жизни. «Латвийская железнодорожная транспортная система сейчас, к сожалению, не открыта для свободной конкуренции и отличается от других в Европе, где в середине 90-х были приняты политические решения о том, чтобы принадлежащие государству железнодорожные системы открыть для конкуренции, чтобы в результате соперничества предпринимателей появлялась услуга, которая будет привлекательна и для пассажиров, и для грузовладельцев и которая поможет загрузить мощности железнодорожной инфраструктуры, — говорит Бремзе. — К сожалению, в нашем случае доминирующая роль в организации перевозок принадлежит государственным предприятиям. Я думаю, что сейчас уже никого не надо убеждать, что в условиях рыночной экономики государство вряд ли является лучшим коммерсантом, который может предложить клиентам привлекательный сервис».

«Если принадлежащие государству коммерсанты не могут создать востребованный продукт железнодорожных перевозок, то надо дать возможность частным коммерсантам. В противном случае все расходы от неэффективной работы железнодорожной транспортной системы неизбежно лягут на плечи тех же самых налогоплательщиков», — считает эксперт.

На его взгляд, ситуация не меняется не из-за экономической ситуации Латвии, а из-за политического нежелания открывать железнодорожную систему для конкуренции.

То, что сейчас в статистике железнодорожных грузоперевозок появились Baltijas Ekspresis и Baltijas tranzīta serviss, совершенно не означает, что эти перевозчики могут свободно предлагать свои услуги на рынке, отмечает Бремзе.«В действительности оба этих перевозчика в своей коммерческой деятельности полностью зависят от государственного концерна LDz, и принадлежащие государству коммерсанты, конечно, продолжают считать и формировать мнение, что они единственные имеют возможность, права предлагать услугу на рынке, используя латвийскую железнодорожную транспортную систему. Это проблема», — говорит он.

Как решать проблемы в транзитной отрасли?

«Во-первых, нам надо говорить о том, что отсутствует свободная конкуренция, что противоречит латвийскому и европейскому законодательствам, — поясняет Бремзе, — а во-вторых, надо говорить об эффективности расходов в этой транспортной системе».

Тем более расходы перевозчиков продолжают расти. «Мы знаем, что в 2018 году плата за инфраструктуру увеличивается с 10,35 до 11,08 евро, это 73 цента за километр. Это означает, что себестоимость перевозок вырастет на 20-30 центов за тонну в зависимости от состава поезда и длины маршрута. Чтобы было проще понять: грузоотправителям придется платить за использование латвийской железнодорожной сети на 12-15 млн евро в год больше. Захотят ли они этого? Может, предпочтут альтернативные маршруты

Конкуренция с другими странами

На вопрос о том, как это решение — повысить плату за инфраструктуру — скажется на сотрудничестве с другими странами, Бремзе ответил: «Для нас важна себестоимость одного тоннокилометра в латвийском коридоре, если он возрастет, а вместе с ним и себестоимость, то есть большой риск того, что грузов категорий низких цен, например угольная продукция, в Латвии попросту больше не будет. Это означает, что если сейчас используется около 30% мощности рельсовой сети, то в дальнейшем будет использоваться всего 10-15%. Что дальше? Закрываем все и демонтируем. Поэтому и важна эта эффективность расходов».

Ref: 225.112.112.7277


Добавить комментарий

Ринкевичс: мы не сравниваем Каталонию и Балтию

Ситуация в Латвии при восстановлении независимости отличается от сегодняшней ситуации в Каталонии, сказал радиопередаче «На перекрестке» министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс.

Эксклюзив | Горкшс: в ЛФФ списывались крупные суммы, выделенные на развитие футбола

За финансовые преступления Латвийской футбольной федерации и бесхозяйственно использованные деньги, мы, скорее всего заплатим сегодня, лишив футбол денег на развитие завтра, сказал в интервью BNN отстраненный с должности президента ЛФФ Каспарс Горкшс.

Уволено все правление предприятия Rīgas kartes

Сегодня на собрании акционеров отозвано с должностей все правление ООО Rīgas karte, сообщает телеканал LNT. 

В Эстонии не могут договориться о «минималке» на 2020 год

Центральный союз работодателей Эстонии и Центральный союз профсоюзов Эстонии не смогли договориться о минимальной зарплате в 2020 году и согласились на государственного примирителя, сообщает ERR.

Турция и Россия дают курдам 150 часов на вывод своих отрядов

Президенты Турции и России договорились дать время курдским вооруженным формированиям на севере Сирии, чтобы те отошли дальше от приграничных областей, где Анкара хочет сделать зону безопасности для сирийских беженцев.

Автоводители: причиной большинства ДТП является плохая культура вождения

Большая часть автоводителей убеждены, что причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются культура вождения и регулярно превышаемый скоростной режим.

В следующем году Балтию могут посетить 80 тыс. китайских туристов

В следующем году число китайских туристов в Балтии может достичь 80 000, сказал журналистам после туристического форума Китая и стран Центральной и Восточной Европы министр экономики Латвии Ральф Немиро.

Политолог: Балтии надо опасаться любых перемен в России

Балтийским странам надо опасаться любых перемен в России, считает российский эксперт британского аналитического центра в области международных отношений Chatham House Лилия Шевцова, ответившая на вопрос о возможном влиянии смены российской политики на балтийские страны.

Просят сохранить 52 дерева в Пардаугаве и эко-систему в Ботаническом саду ЛУ

Чтобы сохранить экосистему Ботанического сада Латвийского университета, на сайте ManaBalss проводится сбор подписей с призывом не допустить вырубку 52 деревьев в Пардаугаве, сообщает автор инициативы Ингрида Эренпрейсс.

Повышение финансирования резидентуры не планируется

Несмотря на недостаток молодых специалистов в сфере здравоохранения, повышать финансирование на обучение резидентов в следующем году не планируется, при этом в финансируемую государством резидентуру планируется принять лишь на шесть готовящихся специалистов больше.

В рижских детсадах удвоились очереди

По информации департамента Рижской думы по образованию, культуре и спорту, за последний год очереди на место в рижских муниципальных детсадах удвоились.

Аудит: реформа высшего образования в Эстонии не достигла своих целей

Как показывает отчет Государственного контроля Эстонии, состоявшийся в 2013 году переход на бесплатное высшее образование и прочие реформы, не принесли ожидаемых результатов, сообщает ERR.

Литовские производители биотоплива обеспокоены белорусской конкуренцией

Литовские производители биотоплива обеспокоены тем, что дешевые белорусские дрова вытесняют их с рынка и государство рискует попасть в зависимость от белорусского импорта.

Латвийца судят за кражи 25-летней давности

Романа Синицына судят в Латвии за произошедшие 25 лет назад кражи конфет, электротоваров и других вещей из магазинов. В начале 90-х было задержано несколько подростков, в том числе Синицын, которому тогда было 14 лет.

Brexit «застрял» в парламенте; Джонсон подумывает о новых выборах

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон предложит всеобщие выборы, если Евросоюз призовет отложить Brexit до января, пишет BBC.

В жилом доме в Риге найдены соляная кислота и труп человека

Во вторник вечером, 22 октября, в одном из многоквартирных домов Риги были обнаружены соляная кислота и труп человека, сообщили в Государственной пожарно-спасательной службе.

С краевой реформой будет введено минимальное число учащихся в школах

Министерство образования и науки вместе с краевой реформой предлагает определить и минимальное число учащихся в школах и в их филиалах. Также будет установлены критерии качества общеобразовательных программ на стадии среднего образования.

Компанию Dzintars просят объявить неплатежеспособной

Пардаугавский суд города Рига 5 ноября в письменном процессе будет рассматривать заявление администратора неплатежеспособности Марека Дикса об объявлении производителя косметики АО Dzintars неплатежеспособным.

Латвия вошла в число 14 стран ЕС с профицитом бюджета

В бюджете расширенного правительства Латвии во втором квартале зафиксирован профицит по отношению к ВВП, и поэтому Латвия стала одной из тех 14 стран Евросоюза, где доходы превысили расходы, сообщает служба Eurostat, собравшая данные о 22 государствах ЕС.

МИД планирует потратить 1,78 млн евро на открытие посольства в Австралии

Во время заседания комиссии по иностранным делам во вторник, 22 октября, дискуссии вызвало предложение в следующем году открыть посольство Латвии в Австралии. Депутаты обсудили высокие расходы, помощь диаспоры, а также необходимость посольств в других странах мира.


Do NOT follow this link or you will be banned from the site!