В Латвийском Университете прошла одна из последних публичных дискуссий кандидатов на пост премьер-министра Латвии в преддверии внеочередных выборов в 11-й Сейм. Партии по-разному отнеслись к тому, кто и как будет выступать перед самыми динамичными избирателями — студентами.
На встрече присутствовали официально заявленные кандидаты от трех партий: Валдис Домбровскис от Единства, Айварс Лембергс от Союза Зеленых и крестьян, Эдмундс Спруджс от Партии реформ Затлерса (ПРЗ). Политическое объединение Visu Latvijai-TB/LNNK вместо Гайдиса Берзиньша, посчитавшего, что его место — на дебатах в Вентспилсе, «заповеднике» Лембергса, представлял опытнейший политик Дзинтарс Расначс, бывший министр юстиции. Удивил Центр Согласия: имея двух кандидатов в премьер-министры, Яниса Урбановича и Нила Ушакова, это политобъединение прислалo возрастного антипода присутствующим — Сергея Долгополова. Примечательно, что партия реформ Шлесерса и партия За права человека в единой Латвии не получили приглашения под предлогом низких рейтингов.
Долгополов грозил вторым экономическим кризисом и мрачной демографической ситуацией. По его словам, лишь действующее правительство обладает необходимой информацией для сведения рисков к минимуму. Остальные же претенденты на пост премьера в этом смысле обделены и спасать страну не готовы. Однако, как считает депутат Сейма от ЦС, по-настоящему четкого видения нет и у самого правительства — объемы предстоящей консолидации государственного бюджета до сих пор неизвестны. Вторая тема, на которой остановился Долгополов — обязанность правительства повысить пенсии. Рассказ о стариках, живущих на копейки, явно не нашел отклика в данной аудитории.
Традиционно одетый с иголочки Лембергс в доверительном тоне открыл присутствующим, что главной проблемой для Латвии является привлечение внешних финансовых ресурсов для дальнейшего развития производства. При этом, вероятно, имея в виду министра экономики от Единства Артиса Кампарса, у власти не может быть человек, который занимается антирекламой своей страны, потому что тогда никто с инвестициями сюда не пойдет: «Всем, кто находится в правительстве, надо на коленях ползать перед инвесторами, чтобы они вкладывали сюда средства. К тому же не следует делать различия — у капитала нет национальности, возраста, цвета кожи и так далее».
Дзинтарс Расначс за минуту изложил тезисы о том, что представляет угрозу для Латвии, повторяя то, о чём уже говорилось в этом зале: экономическая нестабильность и демографическая ситуация. А вот третья «беда» заставила присутствующих оживиться: по словам Расначса, Латвии напрямую угрожают геополитические интересы России в странах Балтии. Политик заявил, что в том случае, если в правительстве окажется Центр Согласия, угроза со стороны большого восточного соседа станет более чем реальной. Такую риторику националистическое объединение менять не собирается и в том случае, если его представители попадут в правительство.
Эдмундс Спруджс говорил о миссии и целях правительства. Основным приоритетом ПРЗ является восстановление доверия общества Сейму и остальным составным частям политической системы государства. Путь возврата доверия — осуществление реформ в избирательной системе. «Тремя китами» в речи Спруджса стали экономическое развитие (особенно борьба с теневой экономикой), реформа системы высшего образования, где ситуация, по его словам, просто катастрофическая, а также демографическая политика. Мимоходом Спруджс упомянул про свои студенческие годы и участие в школьном хоре, чем вызвал одобрение студентов и их наставников.
Нынешний премьер-министр Валдис Домбровскис, собравшийся возглавить правительство в третий раз, оседлал любимого конька и стал говорить об экономике: ворох чисел и процентов, рост ВВП и производства, массовый отъезд латвийцев за рубеж и социальный бюджет. Главную угрозу для Латвии он видит не на Востоке, а во внешних экономических рисках, так как волею судеб наша страна ориентирована на экспорт.
На фоне остальных претендентов Домбровскис выглядел уверенно и непоколебимо. Он ничуть не засмущался, отвечая на вопрос о том, принял бы на работу человека, которого сам только что уволил. Поняв намек на свое положение после разгона Сейма народом и намерение снова встать во главе правительства, премьер, не моргнув глазом, изрек: «Здесь все решит голосование избирателей».