Говоря о том, преодолела ли Латвия кризис, важно понимать, как на это посмотреть: для среднестатистических домохозяйств рецессия закончилась, но, по-прежнему, есть много людей, которые воспринимают данное утверждение как шутку, сказал информационному агенству BNN ассоциированный профессор Рижской высшей школы экономики Вячеслав Домбровский, автор экономической программы Партии реформ Затлерса.
«Если ссылаться на теорию, рецессия в стране наступила, после того, как внутренний валовой продукт падал два квартала подряд, соответственно, если ВВП растет, значит, кризис закончился. Согласно этой теории, мы можем утверждать, что кризис закончился, поскольку ВВП отражает позитивные перемены в народном хозяйстве», — считает Домбровский.
Он отметил, что на средних предприятиях рост уже начался, хотя многие все еще находятся в состоянии рецессии. Если смотреть по сегментам народного хозяйства, можно сделать вывод, что экономика Латвии развивается на двух скоростях — экспортные предприятия растут, а те, что ориентируется на местное потребление, пока лишь сопротивляются экономическому спаду. О том, что кризис еще не закончился, по мнению Домбровского, свидетельствует и высокий уровень безработицы — в стране все еще очень много безработных,большую часть которых составляют длительно безработные.
Говорить, что кризис совсем закончился, можно будет тогда, когда уровень естественной безработицы не будет поднимать инфляцию — например, не более 6-8%, уверен Домбровский.
Бывший руководитель Latvijas Krājbanka Мартиньш Бондарс, напротив, убежден, что все рецепты по выходу их кризиса, описанные в книгах, и которыми Латвия так гордится — полная глупость.
Бондарс заявил в интервью изданию «Деловые Вести»: утверждение правительства в том, что кризис в Латвии закончился, мягко говоря, неправда. Уровень инфляции у нас выше, чем в еврозоне, к тому же, сохраняется негативное сальдо, да и сам лат переоценен. Мы теряем миллиарды из взятых кредитов и увеличиваем свой госдолг. Латвию покинули сотни тысяч человек, в связи с чем возникает вопрос — на какой экономический рост в долгосрочной перспективе мы можем надеяться, если в основе этого роста всегда и везде стояли технологии и люди, .
Бондарс предложил свой рецепт выхода из кризиса. По его мнению, Латвия должна понять, способна ли она вступить в еврозону в 2014 году, что в целом не будет во вред, потому что таким образом могут решиться многие проблемы и отпадут лишние валютные риски. «Я вижу, что Банк Латвии не готов использовать инструменты регулирования монетарной политики — зачем вообще нам нужна своя валюта? По сути, Банк Латвии — это организация, которая выполняет функцию машины, печатающей деньги, и больше ничего», — сказал Бондарс. При этом он уверен, что если у Латвии нет шансов присоединиться к еврозоне в 2014 году, надо отказаться от фиксированного курса лата и перестать мучить жителей и предприятия.
Экс-банкир предложил и другой вариант: ввести четкий и ясный механизм неплатежеспособности, который по времени займет не 2-3 года, а меньше одного. Это позволит быстрее вернуть активы в экономику.Он также считает необходимым обеспечить бездефицитный бюджет и пересмотреть систему госуправления на основании того, что в Латвии живут уже не 2,3 млн. человек, а 1,9 миллионов.
В целом, Бондарс довольно скептически отнесся к книге премьер-министра Валдиса Домбровскиса, в которой написано, как страна вышла из кризиса: «В таких известных учебных заведениях, как Гарвард и Кембриж, никто не говорит о Латвии, как о стране с выдающимися способностями в преодолении кризиса. Мы же сами пишем учебники и сами же их цитируем. Я знаю еще одну страну, где было нечто подобное, — СССР. Там тоже были уверены, что все знают о лучшей жизни. И где сейчас СССР? Развалился как карточный домик».
BNN отмечает, что после выхода этой книги оппонент Бондарса Домбровский тоже выразил порталу ir.lv свое скептическое отношение относительно выбранного Латвией пути внутренней девальвации.
В книге премьер-министра Валдиса Домбровскиса и известного экономиста Андерса Ослунда «How Latvia Came Through the Financial Crisis» («Как Латвия преодолела финансовый кризис») описана и проанализирована латвийская антикризисная программа, в ней отстаивается решение о сохранении курса лата к евро и указаны те уроки, которые другие страны могли бы получить на опыте Латвии.