На этой неделе в Париже прошло заседание Совета министров Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в котором Латвия принимает участие лишь второй год. Нашу страну на встрече представлял министр иностранных дел Эдгар Ринкевич, который заявил, что Латвия хотела бы присоединиться к организации уже в следующем году.
Такую надежду министр выразил в беседе с генеральным секретарем организации Анхелем Гурией. Ринкевич предположил, что Латвия могла бы завершить процесс технических переговоров в конце этого года и стать полноправным членом ОЭСР в 2016 году.
Анхель Гурия со своей стороны высоко оценил достигнутый Латвией прогресс в процессе присоединения к ОЭСР и обратил внимание на необходимость обеспечить эффективное введение на практике принципов Закона об управлении обществами и долями капитала публичных лиц, который парламент Латвии принял еще в 2014 году. Введение этих принципов, по его словам, существенно приблизит нормы управления латвийских государственных компаний к правилам, предусмотренным ОЭСР.
Гурия также обратил внимание на необходимые улучшения в сфере прозрачности и обмене налоговой информацией, учитывая тот факт, что международные стандарты в этой области в последние годы стремительно развивались.
Заседание Совета министров ОЭСР проходило в Париже 3 и 4 июня. На нем обсуждались вопросы об инвестициях для долгосрочного роста и создания рабочих мест. У министров также предусмотрена дискуссия по таким вопросам, как роль инвестиций в повышении уровня производительности труда, развитие инноваций и навыков, а также значение инвестиционных решений в контексте глобальных вызовов.
Заседание Совета министров ОЭСР проводится раз в год, и это уже второй раз, когда в нем также принимает участие Латвия.
Шаг назад, два шага вперед
Пока на министерском уровне решались глобальные вопросы, в нашей стране произошло глобальное событие локального значения: Россия ввела временный запрет на ввоз рыбной продукции из Латвии, а Китай, напротив, разрешил импорт этих товаров на территорию Поднебесной.
Управление сертификации и аккредитации Китайской Народной Республики (CNCA) на этой неделе назвало список из 11 латвийских производителей, которым разрешено экспортировать в КНР консервированную, замороженную и копченую рыбную продукцию.
В списке латвийских экспортеров оказались AО Brīvais vilnis, ООО Gamma-A, Līcis-93, Karavela, Dorado, Piejūra, Sabiedrība IMS , Saiva ANNO 1949, Unda Natrexon , а также Салдусский мясокомбинат. У этих производителей появилась возможность продавать рыбные продукты в магазинах Китая. Положительный результат был достигнут в результате сотрудничества посольства Латвии в Китае, латвийской Продовольственно-ветеринарной службы и Министерства иностранных дел. Возможность начать экспорт рыбной продукции стала итогом недавнего визита в Китай министра земледелия Яниса Дуклавса и сопровождающей его делегации предпринимателей.
Между тем, наша Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС) на этой неделе получила официальное сообщение от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России (Россельхознадзор) о временном запрете на экспорт рыбной продукции из Латвии в РФ. Эмбарго также распространяется на эстонские предприятия. Причиной тому послужили систематические нарушения, выявленные инспекторами Россельхознадзора. Всего в ходе недавней инспекции было проверено пять рыбоперерабатывающих предприятий Латвии и четыре — Эстонии. Это в основном производители шпрот.
Ранее поставки рыбы из Латвии и Эстонии были запрещены в рамках продовольственного эмбарго, введенного Россией в августе 2014 года. Импорт рыбных консервов ограничен не был.
Президент Латвийского союза рыбной промышленности Дидзис Шмитс ранее заявил, что в случае запрета на поставки рыбной продукции в Россию отдельные предприятия прекратят деятельность и многие люди в прибрежных регионах потеряют работу.
Он подчеркнул, что в Россию латвийские рыбоперерабатывающие предприятия экспортируют около 50% своей продукции на общую сумму почти 100 млн евро в год. Шпроты в Латвии производят около 20 предприятий, и у части из них доля экспорта в Россию достаточно велика. Отдельным предприятиям из-за запрета России придется временно прекратить работу и сократить число работников, чтобы найти новые рынки сбыта, а отдельным предприятиям, вероятно, позже так и не удастся возобновить производство.
Хорошая новость заключается в том, что теперь мы точно знаем, какие предприятия не закроются, благодаря тому, что им разрешено работать в Китае.
Что будет с нашим транзитом?
Глобальная перестройка всех процессов идет и в латвийских портах. Санкционный режим и политическая ситуация ускоряют процесс переориентации российского грузопотока с латвийских портов на морские гавани Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Объем традиционных российских грузов — нефти и угля — в латвийских портах постепенно снижается.
И не только из-за войны санкций, но и потому, что Россия развивает свои порты. Владельцам российских грузов становится выгоднее пользоваться услугами своих портов, которые стали дешевле латвийских морских гаваней.
Нашим же портам необходимо искать другие грузы, которые заменят каменный уголь и нефть. При этом доступ к нефтепродуктам у Латвии, возможно, сохранится дольше благодаря грузопотоку из Белоруссии. Однако и это направление не решит общую проблему загрузки транзитной инфраструктуры. Латвийским портам нужны грузы с высокой добавочной стоимостью — контейнерные грузы, транспортные средства, грузы нестандартных габаритов, сложные грузы. По мнению министра сообщения Анри Матисса, для привлечения таких грузов с высокой добавочной стоимостью государству необходимо построить в одном из местных портов мультимодальный терминал (то есть такой, где сходятся железная дорога, автодорога и порт).
Как сообщалось ранее, в январе — апреле грузооборот латвийских портов сократился по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 3,9% до 26,3 млн тонн.
Однако и тут есть хорошая новость. На этой неделе в Ташкенте прошла международная конференция «Транспортный коридор Узбекистан — Латвия — страны ЕС». Какое отношение это имеет к нам? А вот какое.
Из-за отдаленности Узбекистана от транспортных коммуникаций и отсутствия прямого выхода к морским портам, экспортные товары идут транзитом через другие страны, что негативно сказывается на его итоговой стоимости и, соответственно, конкурентоспособности. Чтобы удерживать заявленный рост экономики в Узбекистане на уровне 8%, по расчетам экспертов, к 2030 году грузоперевозки должны увеличиться в 4,4 раза, а доля инвестиций в эту отрасль относительно ВВП страны должна вырасти с 3,35% до 4,6% и составить 46,7 млрд долларов. И для этого Узбекистану, в том числе, необходимо в пять раз увеличить поставки продукции в ЕС через Латвию.