Взаимные экономические санкции стран Евросоюза и России плохо сказываются не только на фермерах, но и на транспортной сфере. Грузов в латвийских портах становится все меньше, и вот оказывается, что руку помощи нам может протянуть последний (или предпоследний, если считать премьер-министра Венгрии Виктора Орбана) диктатор Европы – Александр Лукашенко.
Эксперты отмечают, что ущерб от санкций США и ЕС против России и ответных санкций России для латвийской экономики, и стран Балтии в целом, может быть значительным. Об этом свидетельствуют и показатели снижения грузооборота в латвийских портах, а также сокращение экспорта в Россию с начала года на 23,9%.
Так, порты стран Балтии за первые восемь месяцев 2015 года перевалили в общей сложности 100,699 млн тонн грузов – на 6,106 млн тонн (5,7%) меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Грузооборот латвийских портов уменьшился на 5,1%; литовских – увеличился на 6,7%; эстонских – уменьшился на 18,6%.
На общебалтийском фоне ситуация в латвийских гаванях, возможно, и не выглядит удручающей, тем не менее тенденция налицо – грузов становится все меньше. И тут оказывается, что помочь нам способна Белоруссия, где на этой неделе с визитом побывал министр сообщения Анрийс Матисс. На встрече со своим белорусским коллегой Анатолием Сиваком он заявил, что удовлетворен тем, как развивается проект белорусского нефтепродуктового терминала в Рижском порту и надеется, что такой терминал усилит уверенность в стабильности грузопотоков как для Латвии, так и для Белоруссии.
Матисс много и увлеченно рассказывал, что Белоруссия является стратегическим партнером Латвии в транзитной сфере, и высоко оценил достигнутую президентами Белоруссии и Китая договоренность о совместном сухопутном маршруте в рамках «Шелкового пути». Не забыв при этом напомнить, что Латвия активно работает над диверсификацией грузов, уделяя особое внимание привлечению китайских грузов. Так, по словам Матисса, предложения латвийских центров логистики позволят китайским предпринимателям снизить затраты на конечные продукты на 5-7% при условии, что грузы будут комплектоваться в Латвии (министр сообщения встречался с представителями Китая в рамках визита в Белоруссии).
Свою лепту внес и президент государства Раймонд Вейонис, который во время своего визита в США, где он принимал участие в сессии Генеральной ассамблеи ООН, встретился с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. С «последним диктатором Европы» он обсуждал дальнейшее экономическое сотрудничество стран в сфере транзита. По словам Вейониса, возможно, ЕС должен стать более гибким в отношениях с Белоруссией и провести переоценку некоторых санкций, введенных против нее.
«Хорошая» дефляция
Местные экономисты тем временем «более гибко» стали относиться к дефляции, которая по итогам сентября вновь зафиксирована в Латвии. По данным Центрального статистического управления, опубликованным на этой неделе, средний уровень потребительских цен в сентябре этого года по отношению к сентябрю 2014-го снизился на 0,5%. Стоимость товаров уменьшилась на 1,7%, а услуг — на 2,5%. Ранее дефляция была зафиксирована в феврале этого года.
Однако сейчас экономисты не склонны драматизировать ситуацию, поскольку причиной снижения потребительских цен в сентябре стали внешние факторы – падение стоимости нефти в августе, что отразилось на стоимости энергоресурсов и сырья. Подешевело топливо на латвийских АЗС, что стало одним из главных стимулов дефляции. В среднегодовом разрезе дешевле стали и теплоэнергия, продукты питания, одежда и обувь.
По словам старшего руководителя продаж Nordea Markets Гинта Белевича, хотя учебники по экономике и учат, что дефляция — скверное явление, сейчас для волнений нет основания, потому что дефляцию создали главным образом цены импортируемых ресурсов и сырья. Это в целом дало местным жителям возможность больше денег направить на другие траты, таким образом, потенциально улучшая показатели валового внутреннего продукта — и за счет сокращения номинального импорта, и за счет стимулирования внутреннего потребления.
Аналитик банка DNB Петерис Страутиньш отмечает, что это явление (дефляция), которое нередко воспринимается как вестник экономического апокалипсиса, может произойти и по довольно благоприятным причинам. Например, за счет развития технологий. Возможность «хорошей» дефляции в небольших странах высока, отмечает Страутиньш, и к Латвии это относится в полной мере.
Еще один пример незаурядной гибкости связан с «дизельным скандалом», разразившимся в немецкой компании Volkswagen. По данным издания The Wall Street Journal , инженеры автоконцерна Ульрих Хакенберг и Вольфганг Хатц подозреваются в намеренных манипуляциях с показателями выхлопов из-за неспособности самостоятельно создать достаточно экологичный дизельный двигатель.
Суть манипуляций заключается в том, что в дизельные двигатели автомобилей специально «встроен» дефект, который позволял обманывать тесты на объем выхлопных газов. Бортовой компьютер автомобиля запрограммирован таким образом, чтобы различать, проходит ли машина проверку на стенде или же едет по реальной дороге. В первом случае компьютер переводит и двигатель, и систему очистки выхлопа в «экологический» режим, что позволяет пройти тестирование в надзорных органах. Во втором этого не происходит, и объем выхлопных газов оказываются существенно выше допустимых норм, однако расход топлива уменьшается. Оборудованные «подкрученными» двигателями легковые машины и легкие коммерческие транспортные средства выпускались в 2009-2015 под брендами Volkswagen, Škoda, Audi creme и Seat.
В Латвии, по данным Дирекции безопасности дорожного движения, зарегистрировано в общей сложности чуть менее 17,5 тысяч транспортных средств из «группы риска». В их число входят 11 824 транспортных средства VW, 2861 Škoda и 2760 Audi — как приобретенных в Латвии новыми, так и ввезенными со вторичных зарубежных рынков.
Генеральный директор Volkswagen Aktiengesellschaft Маттиас Мюллер на состоявшемся на этой неделе собрании работников компании пообещал провести быстрое и беспощадное выяснение обстоятельств возникшего «дизельного скандала». Он отметил, что возникшая ситуация противоречит всему, чему служит концерн и его люди, поэтому случившемуся нет оправдания.