На этой неделе правительство, предприниматели и социальные партнеры продолжили жаркие дискуссии о дальнейшей судьбе микропредприятий и налогового режима, в котором им предстоит работать.
Одно из предложений заключается в том, чтобы полностью отказаться от уплаты обязательных минимальных социальных взносов и с 9% до 15% повысить ставку налога с микропредприятий. Предложение на этой неделе рассмотрели партии правящей коалиции. И хотя с такой идеей вышел премьер-министр Марис Кучинскис, представляющий доминирующий сейчас Союз «зеленых» и крестьян (СЗК), члены партии «Единство» ее не поддержали. У депутатов этой партии возникло много вопросов, пояснил заместитель председателя «Единства» Эдвард Смилтенс. Поэтому партия просит Министерство финансов уточнить расчеты и документы, на основании которых затем будет приниматься решение.
Министр экономики Арвил Ашераденс («Единство») сказал, что такой внезапной сменой позиции правительство поставило предпринимателей в незавидное положение.
С этим утверждением можно было бы поспорить. В незавидное положение политики и законодатели поставили себя же. Если люди вышли на улицы протестовать против нового нормативного регулирования, а президент Раймонд Вейонис вернул закон «О налоге с микропредприятий» на повторное рассмотрение в Сейм, значит министры и парламентарии сделали свою работу некачественно.
Впрочем, и положение бизнесменов тоже можно назвать незавидным в том смысле, что ясности по поводу дальнейшей судьбы микропредприятий по-прежнему нет. Сейчас рассматриваются и другие возможные изменения этого налогового режима. В том числе предлагается расширить список лиц, на которых не будет распространяться требование вносить обязательные соцплатежи или разработать альтернативное регулирование в контексте общих изменений налоговой политики.
Вместе с тем ясно одно: политики намерены тем или иным образом изменить этот налоговый режим, значит, он в итоге будет изменен. А нынешнее отыгрывание ситуации назад можно считать лишь временной передышкой для микропредприятий.
Зачем инвестировать в Латвии?
Нестабильность и непрогнозируемость налоговой политики стала одной из причин, почему иностранные инвесторы дали низкую оценку инвестиционному климату в нашей стране. В исследовании Совета иностранных инвесторов в Латвии (СИИЛ) «Индекс настроений СИИЛ в 2015-2016 гг» отмечается, что на их восприятие влияют отложенные структурные реформы и непрозрачная судебная система. Но все же главная причина – налоги. Представитель одной из компаний в этой связи заявил: «Зачем кому-то инвестировать в Латвии, если налоговые изменения вводятся без консультаций, а единственной возможностью предпринимателей искать правду является обращение в суд, как это было в случае с налогом солидарности». Только пять из 32 опрошенных иностранных инвесторов считают, что налоговая система в стране хорошая либо немного улучшилась по сравнению с предыдущими годами.
Несмотря на то, что за последние 12 месяцев большинство иностранных инвесторов заметили в Латвии ничтожные улучшения инвестиционной среды, половина опрошенных все же будет вкладывать деньги в стране. Такую готовность выразили 16 из 32 иностранных инвесторов, 10 заявили, что не намерены инвестировать, а шестеро еще не приняли решения.
Те компании, которые не планируют инвестиции, назвали в качестве контраргументов нестабильную экономическую ситуацию, неясность по перспективам развития, чрезмерную бюрократию. Представитель одного предприятия обрабатывающей промышленности даже заявил, что постепенно покинет латвийский рынок из-за больших затрат на энергию.
Также инвесторы призывают политиков решать вопросы демографии и доступности рабочей силы. Представитель одной компании недвижимости указал, что в Латвии следовало бы подумать о ввозе рабочей силы из, например, Украины или Белоруссии.
С ним согласен и представитель одной торговой компании. Он считает, что надо разработать умную миграционную политику, которая мотивировала бы беженцев интегрироваться в латвийский рынок труда.
Крупные инфраструктурные проекты
Зато в сфере реализации крупных проектов правительство демонстрирует согласованность действий, в том числе и на межгосударственном уровне. Так, на этой неделе стало известно, что соглашение между балтийскими странами по скоростной железнодорожной магистрали Rail Balticа может быть подписано в начале 2017 года в период председательства Эстонии в Балтийской ассамблее и Совете министров Балтийских стран. После того как соглашение будет подписано, его должны ратифицировать парламенты Эстонии, Латвии и Литвы. Сейчас текст договора находится на межведомственном согласовании в трех Балтийских странах.
Договор регулирует общие условия строительства Rail Balticа — коридоры, по которым должна пройти трасса, сроки строительства, вопросы собственности различных элементов инфраструктуры, финансирования строительства.
Ранее, напомним, учреждения, вовлеченные в создание магистрали в странах Балтии, достигли соглашения по процедуре закупок и финансированию проекта, подписав соответствующие договоры.
Также на этой неделе Латвию посетил спикер Сейма Литвы Викторас Пранцкетис. Во время встречи с премьер-министром Марисом Кучинскисом обсуждались региональные энергетические и транспортные проекты. Кучинскис указал, что энергетическая безопасность важна не только для Латвии, но и для региона в целом. Следующей важной задачей он считает создание общего газового рынка Балтии и Финляндии.
И если создание общего газового рынка между Балтией и Финляндией пока только в планах, то на строительство третьего высоковольтного соединения между энергосистемами Латвии и Эстонии электросетевое эстонское предприятие Elering уже объявило тендер. Общая стоимость проекта составит 172 млн евро, из которых 112 млн евро предоставит Евросоюз. Строительные работы начнутся в конце 2017 года и будут осуществлены в течение трех лет. Мощность нового энергомоста составит 600 МВт. Проект третьего энергомоста Эстония и Латвия считают жизненно необходимым для обеспечения энергобезопасности стран региона, под которой понимается снижение зависимости от российских энергосетей. Кроме того, новая линия укрепит надежность снабжения Запад – Эстония и увеличит продажи электроэнергии.
Делайте подарки с умом
Понемногу набирают обороты и другие продажи – рождественских подарков. В годовом разрезе именно в декабре наиболее существенно возрастают объемы карточных расчетов, в свою очередь в январе – они столь же быстро снижаются.
По мнению руководителя категории повседневных услуг банка DNB Яниса Дамбергса, это свидетельствует о том, что нередко на праздники расходуется больше средств, чем было отложено. Поэтому важно своевременно и стратегически планировать покупки, чтобы финансовое состояние после праздников не оказалось затруднительным. Для этого банк составил список советов, как сделать процесс приобретения подарков к самому долгожданному празднику года более простым, контролируемым и приятным.
Ничего нового в нем нет, но напомнить стоит, поскольку финансовая стабильность домашних хозяйств – залог финансовой стабильности государства.
Итак, первое – ходите по магазинам со списком покупок, что избавит от пустой траты денег на понравившиеся, но ненужные вещи.
Второе – живите по средствам, не залезайте в быстрые кредиты и кредитные линии на платежных картах. Если не можете позволить купить дорогой подарок, остановитесь на более экономичном варианте.
Третье – покупайте в интернете. Зачастую здесь те же товары, что предлагаются в супермаркетах, можно приобрести по более низким ценам. Кроме того, покупки в интернете экономят время на походах по магазинам и позволяют спокойно выбрать товар, не поддаваясь праздничной потребительской суматохе в торговых центрах.