В Латвии хоть и незначительно, но все же, растет уровень безработицы, при этом работодатели с большими сложностями находят подходящих сотрудников. Такой парадокс обнаружился на этой неделе.
Уровень зарегистрированной безработицы в стране в ноябре 2015 года вырос на 0,1 процентного пункта и составил 8,4% от экономически активного населения, сообщило на этой неделе Государственное агентство занятости (ГАЗ). Как отмечает в учреждении, незначительный рост уровня безработицы связан с наступлением поздней осени, когда завершаются сезонные работы в строительстве, сельском, лесном хозяйстве, обслуживании туристов.
Уровень безработицы по-прежнему зависит от региона. И если в Рижском регионе в ноябре он был 5,2%, то в Латгалии — 18,3%.
Хотя людей, не имеющих работы становится больше, работодатели подходящих сотрудников находят с большим трудом. Так, почти половина (45%) опрошенных компанией по подбору персонала CV- Latvia предпринимателей отметили, что по сравнению с 2014 годом сталкиваются с серьезными проблемами в этом вопросе. По их признанию, либо нет соответствующих кандидатов, либо, если таковые есть, потенциальные работники не горят желанием трудоустроиться. До такой степени, что даже не приходят на запланированные собеседования.
Ситуация на рынке труда для работодателей с каждым годом ухудшается и требует от них все больших усилий, отмечает руководитель CV- Latvia get Айвис Бродиньш. По его мнению, это связано с тем, что работоспособное население ежегодно сокращается более чем на 20 тыс. человек, а число предложений о приеме на работу продолжает расти. Соответственно, это усиливает конкуренцию в сфере привлечения кадров на свое предприятие.
BNN уже сообщал, что, по данным ЦСУ за 2014 год, в поисках лучшей жизни ежедневно из Латвии на жительство в другие страны переселяются 52 человека.
Между тем, большая часть уехавших из Латвии жителей уверены, что латвийскому правительству их судьба не интересна. Это выяснилось в ходе опроса, проведенного авторами книги «Латвийские эмигрантские общины. Диаспора надежды». В этом убежден 81% проживающих за границей латышей и 90,7% русскоязычных респондентов.
Ранее исполнительный директор Совета иностранных инвесторов в Латвии Гирт Грейшкалнс заявлял, что основными проблемами, по которым тормозится приток инвестиций в Латвию, инвесторы считают нехватку квалифицированной рабочей силы, недостаточный уровень образования и несоответствие навыков работников требованиям работодателей.
Потери подсчитывали и в другой сфере. Из-за введенного Россией продуктового эмбарго латвийская экономика в 2015 году не досчиталась 60 млн евро, или 0,25% от ВВП. С учетом убытков, связанных со спадом российской экономики, общий размер ущерба превышает 200 млн евро. Такие расчеты представлены в подготовленном Министерством иностранных дел докладе о проделанной и запланированной работе в сферах внешней политики и вопросах политики Европейского союза.
Экономический спад в России привел к спаду ВВП Латвии на 0,6% (146 миллионов евро). Экспорт в Россию упал более чем на 20%, но в целом латвийский экспорт по сравнению с предыдущим годом увеличился.
Некоторые эксперты полагают, что показатели потерь латвийской экономики значительно занижены. Поскольку «недостачу» в 200 млн евро специалисты прогнозировали только в рыбоперерабатывающей промышленности Латвии из-за запрета экспорта в Россию шпрот.
Еще в марте прошлого года премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма предупреждала, что введение экономических санкций ЕС против России нанесет Латвии ущерб в сотни миллионов евро. А год назад, когда стал сильно падать курс российского рубля, она сказала, что радоваться экономической слабости России нет оснований, так как со временем это отразится на экономике Латвии. Вот мы и дождались реализации этого «пророчества».
Через заднюю дверь
Депутаты Сейма на этой неделе во втором чтении поддержали поправки к закону «Об иммиграции». В том числе и такую — предоставить Кабинету министров право оценивать влияние видов на жительство (ВНЖ) на национальную безопасность либо экономическое развитие и в ряде случаев применять ограничения на определенное время, но не дольше пяти лет. Критериями могут быть количество граждан третьих стран в Латвии либо их концентрация на определенной территории. Ограничения будут применяться только в исключительных случаях.
Также приняты поправки, предусматривающие, что ВНЖ может выдаваться иностранцам, которые вложили в создание латвийского коммерческого общества 50 тыс. евро и внесли в госбюджет 10 тыс. евро. Иностранец сможет сохранить ВНЖ только в том случае, если получившая инвестиции компания будет вести реальную деятельность, платить налоги и число работников компании не превысит 50 человек. Следует отметить, что эта сумма инвестиций значительно меньше 250 тыс. евро, которые необходимо вложить в покупку недвижимости или 100 тыс. евро, необходимых для вложения в капитал компании, в которой работают больше 50 человек, а годовой оборот превышает 10 млн евро.
Таким образом, можно считать, что депутаты открыли еще одну дверь в Латвию, причем с вполне гуманной стоимостью входного билета. Не исключено, что именно поэтому эта возможность получить ВНЖ в Латвии не рекламируется так широко, как покупка недвижимости и инвестиции в капитал.
BNN уже сообщал, что число запросов на получение временного вида на жительство в обмен на инвестиции в экономику Латвии упало на 80,4% после внесения поправок в закон «Об иммиграции». С января по июнь 2015 года в Управление по делам гражданства и миграции поступило 227 заявлений на предоставление временного вида на жительство в Латвии. Годом ранее это количество составило 1157.
В сентябре 2014 года вступили в силу поправки к закону об иммиграции, предусматривающие повышение стоимости недвижимости для получения ВНЖ до 250 тыс. евро. Прежняя норма предусматривала получение ВНЖ за инвестиции в недвижимость на более выгодных условиях — достаточно было купить один или несколько объектов стоимостью минимально 142 300 евро в Риге или 71 150 евро вне городов Рижского региона.
Снижение активности сделок с недвижимостью уменьшило объем поступающих в государственный бюджет средств почти на 9 млн. евро. Программа ВНЖ с момента начала своей работы в 2010 году по сентябрь прошлого года, когда были приняты поправки к закону «Об иммиграции» обеспечила поступления от налогов и пошлин в размере как минимум 30 млн. евро, что составляет 0,5% ежегодных поступлений от налогов и пошлин в государственный бюджет.