На этой неделе завершилось первое в истории нашей страны председательство в Совете ЕС. И хотя некоторые эксперты склонны называть латвийское председательство «никаким, без провалов, но и без взлетов», с учетом того, что ранее наше государство не имело такого опыта вовсе, оценку все же можно дать значительно лучше.
Во вторник, 30 июня, официально завершилась полугодовая вахта в Совете ЕС. 1 июля Латвия передала пост председателя Люксембургу. Как отмечают некоторые эксперты, Латвии удалось не допустить крупных ошибок, но это скорее связано с опасениями «сделать что-то не так».
Есть и другие оценки. Например, бывший еврокомиссар по развитию, а ныне советник президента Андриса Берзиньша Андрис Пиебалгс заявил, что Латвия использовала эти шесть месяцев, чтобы увеличить свою узнаваемость в мире, а за счет этого укрепить свою безопасность и способствовать привлечению инвестиций. Оценивая то, насколько хорошо удалось справится с заявленными задачами, Пиебалгс поставил Латвии крепкую «десятку» по десятибалльной системе.
Однако ближе к истине, наверное, взвешенные слова министра иностранных дел Эдгара Ринкевича, который анализируя шесть месяцев председательства, заявил, что Латвия пыталась сбалансированно выполнять свои обязанности по председательству в Совете ЕС.
Латвия несла ношу председателя в сложной геополитической ситуации. Но, несмотря на это, нам удалось осуществить стратегические приоритеты, например, принять так называемый инвестиционный план Юнкера (Жан-Клод Юнкер – глава Еврокомиссии. Прим. BNN). Это соглашение между странами Евросоюза о том, что они совместными усилиями будут способствовать развитию, выделяя на эти цели 0,7% от ВВП. Достигнутую между государствами блока договоренность во время председательства Латвии в Совете ЕС высоко оценили во многих странах блока.
Принятие директивы о защите данных считается вторым важным достижением после подписания «плана Юнкера». Этот документ призван защитить личные данные во всей Европе, и не только. Директива обязательна как для всех участников европейского рынка, так и игроков из третьих стран. Это, например, компании, администрирующие Twitter, Google, Facebook.
Наконец, в рамках председательства Латвии в Совете ЕС была достигнута промежуточная договоренность с Европарламентом о том, что плата за услуги гостевого межсоединения в странах ЕС будет отменена с 15 июня 2017 года. Для потребителей, как сообщили в Министерстве иностранных дел Латвии, это будет означать, что с этой даты, находясь в другой стране ЕС, они смогут использовать услуги мобильной связи по той же цене, что и у себя на родине. До этого будет введен переходный период, который начнется 30 апреля 2016 года, когда стоимость роуминга будет снижена, что для латвийских потребителей может означать уменьшение цены почти в четыре раза.
И хотя рижский саммит Восточного партнерства не стал сенсацией, которой, возможно, кому-то и хотелось, он не был провальным, как в 2013 году в Литве. К тому же изначально и не планировалось, что на нем могут быть заключены исторические соглашения или приняты новые страны в состав ЕС.
Латвия и особенно Рига в течение полугода своего председательства пользовалась спросом у иностранных туристов, которые компенсировали драматическое падение туристического потока из России. К нам ездили высшие должностные лица ЕС, журналисты со всего мира. Так что в целом «вечеринка удалась».
Все в одной лодке
Единственное, что серьезно омрачило излет латвийского председательства, так это обострение проблем в Греции. Однако важное решение по греческой проблеме уже будет приниматься во время председательства Люксембурга и после того, как в этой южно-европейской стране пройдет референдум.
Банк Латвии заявил, что не имеет вложений в греческие гособлигации (однако такие вложения есть у Европейского центрального банка и центробанков других стран еврозоны). Падение стоимости ценных бумаг Греции или неисполнение центральным банком страны обязательств может незначительно повлиять на доходы от монетарной политики, которые распределяются между всеми центральными банками еврозоны, уверены в латвийском нацбанке.
Также там отмечают, что экспорт из Латвии в Грецию составляет всего 0,1% от всего объема товаров, которые наша страна реализует на внешних рынках. У латвийских банков нет вложений в долговые правительственные бумаги. Кроме того, убытков от возможной неплатежеспособности греческого правительства у Латвии не будет, поскольку она не принимала участия в предоставлении займов Греции ни в 2010-м, ни в 2012 году.
Средства Греции в рамках программы финансовой помощи выплачивались из Европейского фонда финансовой стабильности, участником которого Латвия не является. Наша страна, присоединившись к еврозоне, стала участником Европейского механизма стабильности, куда осуществляет платежи, однако этот инструмент не задействован в предоставлении финансовой помощи Греции.
И хотя эксперты, члены правительства сейчас заявляют, что возможный дефолт в Греции особого влияния на Латвию не окажет, стоит быть более острожными в прогнозах по той причине, что мы сидим в одной лодке под названием еврозона. Финансовый коллапс в стране, имеющей миллиардные долги, вряд ли пройдет незамеченным в странах валютного блока.
Вместе с тем, каким бы сложным ни было предстоящее решение по греческому вопросу, очевидно, что пришла пора действовать. Бесконечно тянуть время тоже невозможно. И, как верно сказал министр финансов Янис Рейрс, пришла пора перестать нянчиться с Грецией.
Если продолжать тему, «что происходит, когда терпение лопается», то стоит отметить, что 1 июля вступили в силу поправки к законам «О запрете нечестной коммерческой практики» и «О рекламе», которые расширяют полномочия Центра защиты прав потребителей и других контролирующих организаций, а также до 100 тыс. евро повышают максимальный размер штрафа за нечестную коммерческую практику.
Изменения в законах были приняты с тем, чтобы мотивировать предпринимателей к ведению честной коммерческой деятельности и исполнять требования к размещению рекламы, одновременно предоставляя бизнесменам возможность добровольно устранять нарушения без применения штрафных санкций.
Ранее нормативные акты были недостаточно эффективными, чтобы удерживать коммерсантов от нечестной практики, так как им выгоднее было заплатить штраф, а не исполнять требования надзорных организаций и прекратить жульничать.
Чтобы изменить эту ситуацию, с 1 июля повышен максимальный размер штрафа до 100 тыс. евро за осуществление нечестной коммерческой практики, говорится в сообщении Министерства экономики.
Если нарушитель в течение длительного времени не будет исполнять принятое надзорными учреждениями решение или наносить существенный урон потребителям, ответственные организации смогут ограничить его деятельность или прекратить деятельность электронного средства нечестного коммерсанта, например, домашней страницы в интернете или доменного имени. Также у надзорных организаций будет право закрывать предприятие (или его структурное подразделение), принадлежащее коммерсанту, осуществляющему нечестную практику.