На этой неделе правительство определилось, за счет каких налогов в следующем году будет пополняться госказна и компенсироваться снижение фискальной нагрузки в социальной сфере.
Одной рукой даем…
Члены Кабинета министров наконец-то договорились с предпринимательскими организациями о модели налогообложения рабочей силы. На заседании правительства во вторник был одобрен вариант, предполагающий с 2014 года снижение на один процентный пункт обязательных взносов социального страхования. Со стороны работника они уменьшатся с 11% до 10,5%, а со стороны работодателя — с 24,09% до 23,59%. Помимо этого, со следующего года вырастет необлагаемый подоходным налогом с населения (ПНН) минимум (с 45 до 53 латов), а также льгота за иждивенцев (с 80 до 116 латов). Планировавшееся с 2014 года сокращение ПНН с 24% до 22% было решено отложить до 2016 года.
Крупнейшие бизнес-ассоциации — Латвийская конфедерация работодателей и Торгово-промышленная палата — согласились поддержать выбранную властями модель. В то же время они призвали в дальнейшем проводить с налогоплательщиками более своевременный и конструктивный диалог.
Однако снижение налоговой нагрузки на рабочую силу не останется безнаказанным. Связанное с ним сокращение доходов госбюджета правительство решило компенсировать за счет введения новых пошлин и увеличения уже действующих сборов. Пакет соответствующих мер был одобрен на закрытом заседании Кабинета министров.
…второй рукой забираем
Среди прочего было поддержано предложение Министерства сообщения с 1 июля следующего года ввести пошлину за использование автодорог (ранее эту меру планировалось отложить до 2016 года). Новый сбор распространится на грузовые транспортные средства и составы с полной массой свыше 3,5 тонны. Размер пошлины будет зависеть от различных показателей (вес, число осей, экологический класс двигателей и т.д.). Например, для автомобиля массой от 3,5 тонны до 12 тонн плата составит от 400 до 484 евро в год. Нововведение в 2015 году принесет госказне 8 млн латов, а в 2016-м — 11 млн латов.
Кабмин решил также в среднем вдвое увеличить размер госпошлин за рассмотрение документов на получение вида на жительство в Латвии и другие связанные с этим услуги. Как указывает Министерство внутренних дел, нынешние тарифы (от 15 до 70 латов) не покрывают всех издержек. Изменения позволят увеличить доходы казны по соответствующей статье с 927,88 тыс. латов в 2012 году до 1,75 тыс. латов в 2014-м.
Кроме того, вчера правительство одобрило предложение Министерства охраны среды и регионального развития — распространить налог на природные ресурсы на рекламные издания, некоторые виды оборудования для фейерверков, а также на использование воды на малых гидроэлектростанциях.
Также внесена ясность в спорный вопрос о налогообложении крупных латвийских портов. Предполагается, что гавани станут отдавать в бюджет 20% от своих доходов. Представители портов активно сопротивляются этому решению, однако чиновников это не останавливает.
В помощь регионам
И их можно понять: у государства слишком много проблем, на решение которых требуются деньги. Например, ежегодно в развитие латвийских провинций следует вкладывать по 40–50 млн латов, чтобы улучшить привлекательность удаленных от столицы местностей. Такие меры прописаны в разрабатываемом Плане регионального развития на 2013–2019 годы, с проектом которого на этой неделе ознакомился Комитет правительства.
В документе указано, что разница в развитии латвийских регионов все еще значительная. Она вызвана главным образом социально-экономическими факторами: эпицентром наивысшей концентрации населения (и экономической активности) является «большая Рига». Краевые центры этой конкуренции не выдерживают. Тенденция усугубляется низкой предпринимательской активностью за пределами центральной части страны, недостаточным развитием транспортной инфраструктуры, а также недоступностью различных товаров и услуг там. Это, в свою очередь, способствует продолжению оттока населения на более развитые территории. Процесс становится самовоспроизводящимся, и развитие удаленных населенных пунктов тормозится все сильнее.
Решение кроется в прагматичной инвестиционной политике. Ликвидировав перекос в сторону столицы, необходимо поставить акцент именно на регионы: прибрежные зоны, Восточную Латвию и традиционные сельскохозяйственные территории.
Высказываются и некоторые предложения. Например, на развитие предпринимательской деятельности и усовершенствование инфраструктуры в краевых центрах предлагается выделить 207 млн. латов: соответствующая программа, предусмотренная Национальным планом развития, уже разрабатывается и может быть запущена в 2015 году.
Кроме того, новый план предполагает возобновление программы поддержки, направленной на развитие предпринимательства. Предполагается, что за счет европейских фондов на эти цели может быть ассигновано 89 млн. латов за шесть лет. Кстати, допускается и возможность целевых дотаций для развития муниципальных проектов.
Также на министерском уровне планируется начать дискуссии, по итогам которых должна быть составлена универсальная для всех регионов потребительская корзина, а также механизмы ее внедрения. В докладе содержится упоминание о развитии портов и работах по укреплению береговой линии, восстановлению и развитию новых мест пересечения государственной границы, а также по разработке системы повышения предпринимательской активности для регионов.
017.000.108.1010