Главное событие этой недели – Андрис Вилкс, по версии уважаемого делового журнала The Banker, стал лучшим министром финансов в Европе.
Есть над чем поработать
И пусть за годы кризиса латвийский ВВП снизился на 25%, а уровень безработицы, наоборот, вырос с 6% до 21%, — не беда. В конце-концов не лично г-н Вилкс повинен в этом финансовом катаклизме, зато он приложил немало усилий для того, чтобы Латвия понемногу начала приходить в себя после потрясений. «За первые девять месяцев 2012 года экономический подъем составил 5,6%, что является наивысшим показателем среди стран ЕС. Кроме того, в декабре 2012 года Латвия подтвердила, что досрочно вернет заем Международному валютному фонду (МВФ), хотя датой его погашения являлся 2015 год», — отмечает издание.
Андрис Вилкс возглавил финансовое ведомство в октябре 2010 года, до этого он трудился главным экономистом SEB banka. Вообще господин Вилкс по образованию преподаватель географии, но с 1990-х годов и до середины 2000-х годов он активно повышал свою квалификацию и преумножал знания, посещая различные курсы по менеджменту, маркетингу, инвестициям, финансовому анализу и т.д. И вот какого блестящего результата добился не только для себя, но и для страны.
Хотя The Banker указывает, что министру еще есть над чем потрудиться: уровень безработицы по-прежнему высок, а рост экономики ощутили лишь отдельные слои общества.
Впрочем, круг задач министра можно значительно расширить. И вот некоторые из них.
«Где деньги, Зин?»
На этой неделе стало известно, что за десять лет (с 2001 по 2010 год) Латвия недосчиталась около 6 млрд долларов. Эти деньги были уведены путем манипуляций с экспортными и импортными поставками, — так утверждает базирующаяся в США организация Global Financial Integrity.
Учитывая небольшой размер нашей экономики — это серьезная потеря. В пересчете на американскую валюту доходы нашего основного бюджета в 2013-м должны составить 6,3 млрд. долларов, то есть вполне сопоставимую сумму. Аналитики Global Financial Integrity отмечают, что самым распространенным методом вывода денег является «креатив» со стоимостью товаров при международных сделках: то есть страны (в том числе Латвия) теряют миллиарды из-за завышенной или заниженной цены, указанной в инвойсе.
Хотели как лучше…
Еще одной задачей г-на Вилкса, хотя и не столь глобальной, но не менее важной, является более тщательная работа над нормативными актами. Например, на этой неделе выяснилось, что новая редакция закона «О налоге на добавленную стоимость» доставляет массу хлопот латвийским розничным торговцам.
В письме, адресованном Министерству финансов, Латвийская ассоциация торговцев, указала, что с 1 января ритейлеры должны в чеках на сумму меньше 100 латов отдельно указывать стоимость каждого продаваемого товара или услуги без НДС. В противном случае документ не может быть подан в Службу госдоходов с целью отчисления предналога. Если не перепрограммировать всю кассовую систему, единственным выходом становится выписывание клиентам бумажных накладных или квитанций, содержащих всю необходимую информацию. Розничные сети предпочли именно этот вариант — более дешевый, но ведущий к замедлению обслуживания посетителей.
Как оказалось, это требование появилось в новом законе «О НДС» в результате технической ошибки, которую Минфин на этой неделе признал. Поэтому ведомство оперативно разработало поправки, предусматривающие возврат к старому порядку.
Полезно в этой связи будет напомнить, что финансовое ведомство ранее позиционировало заработавший 1 января закон «О НДС» как «исправленное и дополненное» переиздание предыдущего, без каких-либо революционных изменений. Декларировалось, что документ снижает административное бремя для предпринимателей и устраняет неясности, которые содержала старая редакция.
Деньги — ваши, банки — наши
Мог бы министр финансов поподробнее изучить и вопрос, который на этой неделе подняла Еврокомиссия, указав в отчете на значительный удельный вес нерезидентского банковского бизнеса в Латвии, что таит в себе риски.
Еврокомиссия обращает внимание прежде всего на так называемые нерезидентские банки, основная деятельность которых направлена на обслуживание зарубежных клиентов: «Властям необходимо внимательно следить, какого рода финансовые потоки привлекаются, куда они инвестируются, чем эти кредитные учреждения занимаются на внутреннем рынке и т.д. В частности, нужно иметь в виду, что бизнес-среда, а также правовая система и регулирование в странах СНГ часто являются слабыми, а вложения и кредиты вызывают сомнения».
В Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК), однако, отмечают, что обслуживание нерезидентов является существенной частью латвийской финансовой системы с середины 1990-х годов. Удельный вес этого сегмента не претерпел значительных изменений с 2000 года. И это значит, что круг связанных с ним вопросов не нов: банки осознают возможные риски и проводят мероприятия с целью их снижения.
Вместе с тем, по данным той же КРФК, к концу сентября прошлого года объем депозитов нерезидентов достиг 5,9 млрд. латов, что на 19,7% больше, чем годом ранее. В Ассоциации коммерческих банков Латвии эту тенденцию объясняют тем, что наша страна сумела не только сохранить, но даже увеличить привлекательность своего банковского сектора на фоне финансовых волнений в странах Южной Европы. Поэтому часть денег и сделок, которая еще недавно шла через кипрские банки, пришла в нашу страну.
До евро уже недалеко
Наконец, еще одна задача министра финансов, — грамотно провести переход на евро. На этой неделе состоялось первое заседание Координационного совета по введению евро, который возглавил премьер-министр Валдис Домбровскис. Устав совета был утвержден на внеочередном заседании правительства Латвии, тоже состоявшемся на неделе. В задачи новой организации входят координация сотрудничества госучреждений, решение проблемных вопросов и облегчение процессов, связанных с планируемым Латвией вступлением в зону евро, развитие диалога с общественностью.
Ref: 017.000.108.0164