Товарный экспорт в евро в январе снижается уже второй месяц подряд. Стоимость экспорта уменьшилась на 0.6%, или 6 миллионов евро в сравнении с январем прошлого года, рассказывает старший экономист Swedbank Агнесе Буцениеце.
Спад экспорта главным образом сконцентрировался в двух группах продуктов, речь идет о турбореактивных и турбовинтовых двигателях (-41 миллион евро), а также об экспорте металла и изделий из него (-25 миллионов евро). Однако спад наблюдался и в других группах товаров, например, в сегменте продовольственных продуктов и нефтепродуктов. Этот спад частично смог компенсировать экспорт древесины и изделий из нее – здесь наблюдался подъем на 31%, или 50 миллионов евро.
Колебания экспорта в категории турбодвигателей по характеру схожи с реэкспортом, что не отображает изменений экономической активности в Латвии. Большую часть реэкспорта составляют, например, экспорт нефтепродуктов и металла, но его трудно определить. Если исключить эффект турбодвигателей, то экспорт в январе вырос на 30–35 миллионов евро. И тогда ситуация выглядит уже немного лучше. Однако в экспорте вызовов достаточно, и наращивать экспорт будет все сложнее.
Сейчас экспорт в основном держится на плечах работающих в деревообрабатывающей промышленности бизнесменов. Конечно, подъему стоимости экспорта помог подъем цены продукции (в прошлом году в среднем на 9%), но и рост объемов, хотя он не столь стремительный, тоже внушителен. Об этом свидетельствует и мощный прирост объемов производства древесины и изделий из нее (+9.3% в январе в сравнении с предыдущим годом).
В январе экспорту деревообрабатывающей промышленности в основном способствовал быстрый подъем экспорта в Соединенное Королевство, что, скорее всего, объясняется созданием запасов в Соединенном Королевстве, которые помогут обеспечить определенную защиту в случае возможного выхода страны из Европейского союза без соглашения, что означало бы кратковременные перебои в товарном потоке.
Несмотря на выраженную нехватку рабочей силы, представители деревообрабатывающей промышленности сумели стремительно наращивать объемы своей продукции и успешно реализовывать ее, что было бы невозможно без инвестиций предыдущих лет. Однако следует понимать, что долго так расти невозможно – подготовка к Брекситу является временным фактором, достигнутый в прошлом году и начале нынешнего уровень уже очень высок, и в этом году его еще существенно поднять будет большим вызовом, особенно в условиях, когда прирост зарубежного спроса замедляется.