Несмотря на по-прежнему довольно стремительный подъем средней зарплаты и прирост потребления домохозяйств, объемы продаж предприятий розничной торговли в прошлом году выросли лишь на 2,4% (в сравнительных ценах), что почти наполовину медленнее, чем годом ранее, сообщает старший экономист Swedbank Агнесе Буцениеце.
На торможение в основном влияли более слабые результаты в торговле продуктами питания и напитками, но медленнее росли и объемы торговли автомобильным топливом. В свою очередь, розничная торговля непродовольственными товарами продолжала показывать хороший результат – прирост объема продаж даже немного ускорился.
Прирост объемов продаж в магазинах, торгующих продовольствием и напитками, скорее всего, ограничивали более частый прием пищи вне дома и уменьшение оборота в приграничных местах торговли алкогольными напитками. Уменьшение акцизного налога на алкоголь в Эстонии, похоже, приостановило алкогольный «туризм» в Латвию.
В группе непродовольственных товаров основными двигателями роста были розничная торговля в неспециализированных магазинах, где, скорее всего, большое значение имело открытие во второй половине 2018 года магазина IKEA, и покупки в зарегистрированных в Латвии интернет-магазинах. К росту вернулась продажа одежды и обуви, а также товаров, предназначенных для отдыха. Стремительно растет розничная торговля информационным и коммуникационным оборудованием.
Представители предприятий розничной торговли в опросах по-прежнему прогнозируют умеренный прирост активности деятельности в течение последующих трех месяцев. Таким, скорее всего, он и останется на протяжении всего года.
Опросы по настроению населения показывают, что оценка домохозяйствами своего финансового благополучия немного улучшилась, и в смысле планов приобретать или благоустраивать жилье наблюдается осторожный прирост. Это может благоприятно повлиять на объемы продаж непродовольственных товаров.
Читайте также: Оборот розничной торговли в Латвии в прошлом году возрос на 2,3%
Самыми большими вызовами розничных торговцев и в этом году будут сокращение населения, а значит и уменьшение числа покупателей, и растущие расходы на рабочую силу. К значимым вызовам также можно отнести смену привычек покупателей и э-коммерцию, однако в то же время в этих вызовах можно усмотреть и возможности.
Международные оценки показывают, что развитие э-коммерции у нас проходит довольно медленно. Хотя объемы продаж в латвийских интернет-магазинах в прошлом году стремительно выросли, они по-прежнему составляют примерно лишь 3% общего оборота розничной торговли. При этом латвийские жители все активнее совершают покупки в зарубежных интернет-магазинах.