Рига за миллионы создает новые проблемы, а не решения. Так в интервью порталу BNN охарактеризовал ситуацию в Риге представитель организации Pilsēta cilvēkiem («Город для людей») Марис Ионов. Мосты, которые проектируются по принципу «а, договоримся!», планирование, не зная потребностей, и вложение денег в проекты, у которых нет ожидаемой отдачи, — Ионов указал на некоторые недостатки в городском планировании Риги.
Нелепое проектирование и принцип «а, договоримся!»
Департамент Рижской думы по развитию нередко приглашает Pilsēta cilvēkiem на помощь, как говорит Ионов, «в производство бумаг». Он имеет в виду, что проекты пишутся, но не осуществляются.
А транспортный департамент Рижской думы не столь активен в плане сотрудничества. Чаще всего это нанятые проектировщики, которые просят помощи и совета активистов, как сделать лучше, рассказывает Ионов.
Также он заметил, что
в конкурсах на проектирование инфраструктуры уже в само задание включены нелепости, которые изначально исключают возможность сделать что-то полезное.
Одним из примеров он назвал Деглавский мост. Pilsēta cilvēkiem удалось добиться велотротуара, однако Ионов уверен, что поскольку в следующие 20 лет мост не ожидают капитальные ремонты, то он со всем велотротуаром будет серьезной проблемой.
При этом организации не удалось добиться улучшений в проекте Земитанского моста. Ионов вспоминает, что тогдашнее руководство думы после разговора с Pilsēta cilvēkiem было готово остановить проект, однако транспортный департамент не откликался на призывы организации и думы улучшить конкурсное положение и срок подачи заявок. Отношение было таким: надо оставить привычный подход, а с победителями конкурса «договориться, чтобы проектировали что-то другое, а не то, что в задании на проектирование».
Транспортный департамент объявил тендер на право разрабатывать проект строительства Земитанского моста в мае, и результаты все еще недоступны. По публичной информации, перестройка моста запланирована на 2021 год.
Повторяем проекты 70-летней давности
«Мы, в принципе, воспроизводим те же самые проекты 50-ти или даже 70-ти летней давности», — заключает Ионов. Он говорит, что Риге надо установить конкретные цели, и тогда проектировщик будет искать необходимые решения. Но у Риги даже нет данных, чтобы понять, что нужно рижанам сегодня, говорит Ионов.
Утвержденный Кабинетом министров план велодвижения предусматривает, что к 2020 году 30% жителей Латвии будут пользоваться велосипедом минимум раз в неделю. Рижский прогноз — 20% рижан к 2020 году будут передвигаться на велосипеде. Так ли все на самом деле — невозможно убедиться, поскольку город не измеряет интенсивность велодвижения.
В Риге велоинфраструктура не планируется самым простым способом – подсчетом жителей районов и делением суммы на 0,2, поясняет представитель Pilsēta cilvēkiem.
Ионов говорит, что если нет данных, то и полезных на сегодняшний день решений нет, не говоря уже о будущих потребностях.
«Золотые» проекты в голодное время
Pilsēta cilvēkiem напоминает, что в Риге уже пять лет не появлялось ни одного нового участка велодороги. Есть разработанные проекты, например в Даугавгриве, Зиепниеккалнсе, однако «они без объяснений исчезают из планов».
Одними лишь жалобами и горами писем этого не решить – нужна политическая воля. Департаменты ничего не будут решать без надзора и конкретных политических требований, уверен Ионов.
Депутат Рижской думы Вилнис Кирсис однажды говорил в интервью BNN, что в ближайшие годы Рига сможет только ремонтировать, а не развивать. А Ионов отмечает, что велодорожки не требуют больших инвестиций и очень многое можно сделать, ничего не строя.
У Риги есть деньги, говорит активист. Как пример он назвал проект улиц Гану и Ленчу, хотя совсем рядом есть улицы, в которые необходимо вкладывать, поскольку оттуда средства вернутся в бюджет, но реализован именно этот проект. «Может, у кого-то там были свои интересы», — полагает активист.
Ионов уверен, что надо вкладывать деньги, чтобы что-то изменить и чтобы город приближался к установленным целям.
Находящаяся в хорошем состоянии улица Сенчу, где еще недавно собирались проложить трамвайную линию, восстановлена такой, какой была, а улица Бривибас сделана еще хуже.
Если проект 2014 года предусматривал две полосы общественного транспорта, две велополосы и одну полосу для автомобилей, то теперешний результат Ионов назвал «пятиполосной магистралью». «Ситуация ухудшена для всех, кроме автоводителей, которые могут чуть быстрее добраться до пробки».
Идет ли коррупция рука об руку с плохим городским планированием?
«Если руководство думы или департаментов и учреждений коррумпировано, то, к сожалению, ни у первых, ни у вторых, ни у третьих не будет на первом месте благо города или населения. На первом месте всегда будет получение чего-нибудь себе, своим родственникам, перевод денег на иностранные счета», — говорит Ионов.
Скандалы о коррупции и плохом управлении преследовали Рижскую думу и ее учреждения несколько лет, а не только в последние месяцы.
Ионов говорит, что коррупция портит все, а не только городское планирование.
«Чем дольше ты таким образом у власти, тем меньше интересует развитие. Тебя больше интересует, как подольше удержаться [у власти]. По возможности, спрятать концы, чтобы когда-нибудь уйти и жить счастливо, — считает представитель Pilsēta cilvēkiem. – В принципе, коррупция основательно ослабляет любую возможность развития и зачастую [даже] исключает ее».
При этом он отмечает, что если у власти долгое время одни и те же партии, то это не означает сразу плохо. «Важно, какой этот человек, какие интересы он преследует во власти?» — пояснил активист.