Одной из самых больших проблем учебных программ по направлениям педагогики и психологии эсперты называют их недостаточную привязку к рынку труда, признал председатель Совета по высшему образованию Янис Ветра, анализируя результаты проекта Европейского социального фонда «Оценка учебных программ высшего образования и предложения по улучшению их качества».
«Число учащихся педагогических программ – гораздо больше, чем число свободных вакансий учителей в латвийских школах. Поэтому пропадает главная цель этих программ – подготовить выпускников для работы в классе, поскольку у многих из них нет возможности работать, а потому нет и мотивации готовиться к работе в школе», – отметил Ветра.
Он подчеркнул, что в настоящее время в школах работает очень много учителей пенсионного возраста. Многие учителя, чтобы заработать больше, работают не на одну ставку. В школах должны быть вакансии, но сейчас их занимают педагоги, которые уже работают в школах. Однако это вовсе не означает, что не нужно готовить новых учителей, сказал Ветра.
Совет по высшему образованию отметил, что если бы все учителя, достигшие пенсионного возраста, ушли бы на пенсию, и все учителя работали бы на одну ставку, этого бы хватило, чтобы выпускники педагогических прогрмм заполнили освободившиеся вакансии. Глава совета также отметил, что прекратить или сократить подготовку новых учителей рискованно. Чтобы избежать дефицита учителей, надо сделать все возможное, чтобы смена поколений в школах проходила бы не только быстрее, но и более планомерно.
Говоря о низкой оценке учебных программ по психологии, Ветра отметил, что в основе такой оценки лежит не один фактор. Такие программы также сталкиваются с проблемами на рынке труда, поскольку в настоящее время непонятно, для чего готовятся такие специалисты – будут ли они работодателями, работниками или самозанятыми лицами. Спрос на психологов довольно большой, но, чтобы молодые психологи могли войти на рынок труда, они должны иметь очень качественную подготовку.
Как известно, опубликованные результаты европейского проекта «Оценка учебных программ высшего образования и предложения по улучшению их качества» показали, что международные эксперты поставили под сомнение качество и необходимость сохранения 55 учебных программ латвийских вузов.
На оценку учебных программ уже потрачен 1 001 495 латов. Все расходы покрывают средства Европейского социального фонда.
Ref. 104.108.108.2245