Центры международных бизнес-услуг играют все большую роль в мировой экономике, однако в Латвии им уделяется незаслуженно мало внимания, не оценен их огромный потенциал, считает Гунтарс Цауна, представитель девелопера Pillar.
Специфику бизнес-центров определяют их функции, говорит Цауна. Самые распространенные — административные, например бухгалтерское дело или менеджмент зарплат, или учет, обработка данных, т. е. такие функции, которые носят больше механический характер, чем творческий.
Цауна поясняет, что мир, даже наши ближайшие соседи, оценил потенциал этого бизнеса. В Восточной Европе так работают такие широко известные фирмы, как Barclays, Deutsche Bank, IBM, Citi, ExxonMobil, Capgemini, Lufthansa, Hewlett-Packard.
В Европе один из самых привлекательных рынков, куда свои рабочие места выносят крупные компании, это Польша, ведь это страна с большими ресурсами рабочей силы — 40 млн населения. «Польша тоже весьма целенаправленно работает в этом направлении, приглашая компании к себе. Не зря конкретные главные отраслевые мероприятия и конференции сейчас проводятся именно в Польше», — подчеркивает Цауна.
Кроме самых привлекательных стран Европы — Польши, Чехии, Румынии и Венгрии, есть и такие мировые конкуренты, как Индия, Филиппины, Бразилия и другие страны с большой численностью населения и низкими расходами на рабочую силу, перечисляет Цауна.
«В этом смысле Латвии довольно сложно доказать себя, ведь численность населения маленькая, доступность рабочей силы ограниченная. Таким образом, Латвия может не быть интересна крупным мировым компаниям. Поэтому нашей стране следует привлекать игроков среднего уровня либо определить свои области, в которых мы действительно более конкурентоспособны и продуктивны. Один из целевых рынков, который обязательно надо рассмотреть, это средние и крупные компании из Скандинавии, ведь мы находимся недалеко от них, культура и мышление у нас близки», — считает Цауна.
Представитель Pillar рассказал, что сейчас в Латвии работает около 30 фирм, которые оказывает международные бизнес-услуги, например Tele2, Accenture, Circle K, Runway, Cabot, Tieto, Atea, Visma, Evry. Эти компании обеспечивают около 7 000 рабочих мест в Риге — около 1% населения столицы (почти 700 000 жителей). В польском Кракове, где неполные 760 000 жителей, международные бизнес-услуги оказывают 6,6% населения города, во Вроцлаве, где чуть больше 630 000 жителей – 5,4%.
Ref:224.112.112.6671