Спустя 30 лет с тех пор, как Эстония перестала использовать созданные в советский период бомбоубежища, война в Украине вновь подняла вопрос о необходимости мест, в которых можно пережить кризис, сообщает эстонское общественное медиа ERR News.
Символично, что решение прекратить использование бомбоубежищ советской эпохи было принято под землей, во время выездного заседания правительства в уезде Харьюмаа, в правительственном бункере в Косее летом 1993 года. Участница негосударственной организации Valitsuse Varjend Тииа Роди отмечает: «Тогда премьер-министром был Март Лаар, и с ним было все правительство. Одним из главных вопросов на повестке была судьба старого бункера. Было решено попросту остановить его эксплуатацию».
Бункер, расположенный примерно в 50 км от Таллина сейчас служит туристическим объектом, а следит за ним Valitsuse Varjend.
Покрытый толстым слоем бетона бункер находится на глубине шести метров под землей и занимает площадь 2 500 кв. м.
В нем предусмотрено 147 комнат для временного размещения 200 обитателей. Важные лица могли спокойно провести здесь 15 суток — на такой срок здесь хватало бы еды и топлива. В бункере сохранились емкости для воды, генераторы, центр коммуникация, помещение кафе и кабинеты сотрудников КГБ.
В составленном в 1993 году правительственном документе были перечислены 280 бомбоубежищ, рассчитанных на 73 тыс. жителей.
После восстановления независимости задачи гражданской обороны перешли в ответственность Спасательной службы, и из-за нехватки политических решений и средств остались в стороне. Многие убежища перешли в руки частных владельцев и были либо переоборудованы, либо тоже позабыты.
И хотя в 2018 году правительство провело исследование, до сих пор не хватает хорошего отчета о состоянии старых убежищ. Программа эстонского телеканала Pealtnägija связалась с энтузиастами, исследовавшими подземные убежища. Поскольку зачастую такого вида исследования связаны с нарушением границ чужой собственности, энтузиаст, согласившийся посотрудничать с телевидением, раскрыл лишь свое имя — Иван.
Он привел съемочную группу к неким неприглядным дверям и рассказал:
«В таком состоянии сейчас 90% таллинских убежищ. Недавно здесь был пожар. Бункер был рассчитан на 20 человек. Советские нормы предусматривали один туалет на пять человек, так что можно подсчитать, на сколько человек был рассчитан бункер».
Тему прокомментировал советник Спасательной службы Стен Патрик Криик: «Что касается убежищ, построенных в советский период — с особой постройкой и решениями, канализацией и вентиляцией — таких сохранилось немного».
В качестве примера Криик назвал двор за кинотеатром «Космос» в Таллине, с которого можно было попасть в подземное убежище. Иван рассказал о нем:
«Оно было в очень хорошей сохранности, пока его не облюбовали бездомные. Там же произошел и трагический случай — сгорел человек, после чего бункер закрыли.
Но спустя время опять открыли».
Иван рассказал, что все убежища находятся в плохом состоянии и проще их снести и построить новые, чем восстанавливать. К тому же в наши дни это можно сделать и дешевле, при этом модно использовать старые планы.
По словам Криика, даже в этом случае речь идет о нескольких десятках миллионов евро.
Поэтому, когда война в Украине актуализировала вопросы гражданской обороны, сначала были рассмотрены более дешевые варианты. В первую очередь, размещение систем чрезвычайного оповещения в крупнейших населенных пунктах и создание системы оповещения через короткие сообщения (sms). Во-вторых, Спасательная служба на специальной карте начала указывать местоположение убежищ. Отмечены 140 убежищ, в которых могут укрыться до 90 тыс. жителей. Однако следует учесть, что эти бункеры не предусмотрены для длительного проживания в них.
«Публичные бомбоубежища могут защитить от внезапной угрозы людей, находящихся на улице. Речь идет о военном нападении, взрывах, летающих осколках или ударной волне. Эти убежища не предусмотрены для длительного использования».
В качестве краткосрочного места укрытия можно использовать пешеходные или транспортные туннели, подвалы и другие подобные места.
Пытаясь решить вопрос убежищ, планируется прежде всего полагаться на частную инициативу.
В апреле ассоциации получат рекомендации по созданию убежищ в подвалах жилых и Криик отметил, что эта идея основывается на том, что люди смогут оставаться в своих домах, вместо того, чтобы выходить на улицу в поисках убежища.
Уходящий министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс в начале года предложил к 2034 году создать убежища для 700 тыс. человек, однако пока не обозначены средства даже на установку сирен оповещения.
Также читайте: В Таллине установили первые указатели на бомбоубежища