Не всегда деятельность компетентных учреждений в сфере образования для детей с особыми потребностями осуществлятся в первую очередь в интересах ребенка, заключил Госконтроля, проведя ревизию.
Ревизия выявила недостатки по таким пунктам, как время, затрачиваемое на принятие важных для детского образования решений, физический доступ к местам принятия решений, сбор и использование важнейшей для ребенка информации. Кроме того, Госконтроль узнал, что до сих пор существуют школы-интернаты с неподходящими бытовыми условиями.
Также ревизоры заключили, что программы основного профессионального образования, которые доступны молодежи с особыми потребностями, не всегда отвечают их способностям и интересам и нередко преподаются ради учебы как таковой, что не развивает самостоятельность такой молодежи и ее способностей участвовать в социальной и трудовой жизни. Поэтому для упорядочения данной сферы срочно требуются решительные действия на всех уровнях госуправления, подчеркивает Госконтроль.
Профессиональное образование как социальная услуга
Проанализировав предложение по профобразованию для молодежи с особыми потребностями, Госконтроль признал, что в основном эти программы не направлены на то, чтобы молодой человек мог потом работать по профессии.
Это связано главным образом с крайне ограниченным выбором профессий, так как большинство учебных заведений предлагают освоить лишь две программы основного профессионального образования — «Услуги питания» и «Изготовление деревянных изделий». Более того, учебные заведения не всегда заинтересованы в том, чтобы учащийся после освоения программы начал работать.
Ревизия показала абсолютно противоположную тенденцию: вместо того чтобы помогать учащемуся начать работать, его призывают продолжить учебу по другой программе.
Минимум в 92 случаях учащийся одного учебного заведения учился по двум программам основного профессионального образования, а в 4 случаях в одном учебном заведении осваивалось даже три программы подряд. Поддержка в поиске места работы после окончания обучения не предусмотрена.
Госконтроль призывает пересмотреть программы основного профессионального образования и развивать те, которые интересны работодателям, т. е. работодатели готовы предлагать рабочие места таким выпускникам.
По статистике лишь 20% выпусникнов работают или какое-то время работали по профессии.