Госконтроль обратился в Государственную полицию в связи c закупкой средств индивидуальной защиты, которую в марте этого года осуществила Национальная служба здравоохранения (НСЗ), сообщает Госконтроль.
В ходе ревизии Госконтроль оценил процесс закупки защитных средств – защитных масок и респираторов — учреждением в период с начала марта по начало апреля, после чего закупку переняло оборонное ведомство.
Ревизоры отметили, что в процессе поставок средств защиты для ведомства здравоохранения во многих случаях решения принимались единолично, не хватало открытости при объяснении критериев оценки поставщиков, что навело на подозрения о возможных коррупционных рисках.
Госконтроль отмечает, что первый случай заболевания COVID-19 в Латвии был констатирован 2 марта, и уже 3 марта Кабинет министров выделил 1,2 млн евро, чтобы Служба неотложной медицинской помощи (СНМП) могла приобрести медицинское оборудование, средства индивидуальной защиты и медикаменты для обеспечения эпидемиологической безопасности. Часть этого финансирования была предусмотрена также для пополнения государственных резервов.
«Однако учитывая критическую ситуацию в Европе, СНМП удалось приобрести лишь 48% от планируемых защитных масок и лишь 12% респираторов», — указали ревизоры.
СНМП и НСЗ, осуществляя закупку индивидуальных средств защиты, прежде всего опирались на расчеты и потребности ведомства здравоохранения.
В то же время НСЗ осуществляло закупку защитных средств с запасом, чтобы создать резерв на длительный период, а часть этих средств направить также на нужды других ведомств. Госконтроль отмечает, что до 27 марта так и не было известно, сколько именно и в каком виде нужны были средства защиты на государственном уровне.
Ревизионное учреждение указывает, что здравоохранительная служба осуществляла закупку защитных средств в условиях, когда нужно было действовать быстро и решительно, но не на государственном уровне, не в рамках ведомства не было установленных требований по организации закупки, а потому ее осуществление в облегченном порядке было в компетенции и под ответственностью конкретного лица, осуществлявшего закупку.
Оценив процесс закупки НСЗ, ревизоры Госконтроля заключили, что в ведомстве было допущено единоличное принятие решений, тем самым возник риск коррупции.
«Несмотря на то, что в НСЗ с устного распоряжения директора была создана рабочая группа, которая занималась закупкой средств защиты, ревизорам все же не удалось получить никакие документы о ее деятельности. К тому же решения о заключении договоров с конкретными поставщиками директор принимал единолично, информируя о своих решениях связанные с кризисным управлением учреждения, таким образом получая косвенную поддержку», — указывает Госконтроль.
Что касается выдвинутых НСЗ критериев по отбору пяти конкретных поставщиков, то и тут Госконтролю не удалось получить никаких документальных доказательств, хотя критерии к поставщикам были выдвинуты.
Госконтроль подчеркивает, что в течение всего процесса действия и решения принимающих их лиц не были задукоментированы даже в минимальном объеме — соглашения с поставщиками принимались устно, по телефону, через приложение WhatsApp и т.п.
«Принятие решений невозможно отследить и оценить аудиторскими методами. Возможные коррупционные действия могли бы быть идентифицированы оперативными методами. Всю полученную в ходе ревизии информацию Госконтроль передал управлению Госполиции по борьбе с экономическими преступлениями, которое начало ведомственную проверку, в том числе чтобы найти ответы на вопрос — имеет ли место тайный сговор при выборе поставщиков», — сообщают ревизоры.
Также в процессе закупок НСЗ так и не опубликовало информацию о всех полученных предложениях а лишь о 65 поставщиках с указанием, что список будет дополнен. Это навело Госконтроль на подозрения о том, что таким образом отрасли была ограничена возможность следить и контролировать процесс закупки, которые могли бы снизить коррупционные риски и развеять опасения в обществе.
В то же время Госконтроль положительно оценивает действия СНМП и НСЗ в ситуации, когда в условиях дефицита индивидуальных средств защиты при появлении информации о подделках, службы ведомства здравоохранения по собственной инициативе организовали тестирование образцов на качество, привлекая вузы, лаборатории при больницах, Центр защиты прав потребителей и Инспекцию здравоохранения. «Правда, проверки проводились не с каждой полученной партией», — отмечают ревизоры.
Как сообщалось ранее, в связи с пандемией COVID-19 в Латвии, с 13 марта по 9 июня была объявленная чрезвычайная ситуация. Согласно информации Министерства финансов, к середине июля государство выделило на сокращение последствий кризиса от COVID-19 финансирование в размере почти миллиарда евро.