В публичном секторе необходимы существенные усовершенствования, чтобы самоуправления были готовы идентифицировать и устранять риски отмывания денег и нарушения санкций, говорится в ревизии Госконтроля, которая проводилась с целью предварительно оценить, насколько эффективна практика своевременного выявления подозрительных сделок и избегания сделок с лицами, находящимися под санкциями, таким образом предотвращая негативные последствия для Латвии и ее жителей.
«В Латвии публичный сектор еще с 2008 года обязан сообщать Службе финансовой разведки о каждой подозрительной сделке, но на национальном уровне актуальные риски до сих пор в публичном секторе специально не рассматривались и не анализировались. Результаты ревизии показали, что в публичном секторе нет единого понимания о важности практических действий в случае рисков, связанных с отмыванием денег и управлением рисками санкций, Хотя объем сделок, подвергающихся таким рискам в Латвии велик», — отмечает член совета Госконтроля, директор департамента пятой ревизии Эдгар Корчагин.
«Например, лишь в 18 участвующих в ревизии самоуправлениях количество подвергаемых одним только рискам сделок в годовом разрезе достигает 340 млн евро».
В ходе ревизии Госконтроль оценил системы внутреннего контроля, возможности и практику по управлению «отмывания денег» и рисками управления санкций. Ревизоры констатировали, что большая часть самоуправлений и учреждений не введены в систему внутреннего контроля по управлению этими рисками. К тому же у публичного сектора нет достаточной методологической поддержки, руководящих линий, а также ограничен доступ к бесплатной информации. Кроме того, в ходе ревизий констатированы случаи, когда, при столкновении с рисками отмывания денег или нарушений санкций, публичный сектор не был готов оперативно реагировать и действовать.
Например:
- В 2019 году Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) ввело санкции в отношении Айварса Лембергса и Агентства развития Вентспилса, Ассоциации развития бизнеса, Латвийской ассоциации транзитного бизнеса и Управления Вентспилсского свободного порта, посчитав их учреждениями, находящимися под влиянием Лембергса.
- В 2020 году АО Pasažieru vilciens столкнулся с проблемами при покупке необходимых запчастей для дизельных поездов из-за того, что их производитель также находился под санкциями OFAC.
- В 2021 году Налоговое и таможенное управление Службы госдоходов возбудило уголовный процесс в отношении ООО Erbauer Group в связи с легализацией преступно нажитых средств в крупном объеме. Указанная компания принадлежит депутату Екабпилсской городской думы и победила в закупках, организованных самоуправлением Екабпилса, Мадонским краевым самоуправлением, Продовольственно-ветеринарной службой, ГООО Latvijas Valsts ceļi и другими публичными лицами, в том числе в закупках, связанных с проектами, финансируемыми фондами ЕС.
- В 2021 году в Лиепайский порт для проведения ремонтных работ прибыло судно, владелец которого внесен в санкционные списки OFAC.
Корчагин пояснил, что «нарушения могут повлиять как на репутацию государства и экономический рост, так и на доступность и качество предоставляемых жителям услуг, если из-за рисков не сможет состояться какая-либо сделка».
«Например, самоуправление не сможет завершить строительство объекта, придется вернуть полученное из фондов ЕС финансирование или не будет возможности обеспечить услуги общественного транспорта. Поэтому важно проактивно способствовать пониманию публичного сектора об угрозах рисков и обеспечить поддержку в усовершенствовании системы внутреннего контроля»,
Ревизоры Госконтроля убеждены, что результаты ревизии важно рассматривать также в контексте эффективности системы выявления легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма.
«В 2019 году комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег Moneyval указал, что Латвия добилась прогресса, укрепив систему, но поднадзорный статус в отношении государства сохранился. В 2020 году рабочая группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) постановила не включать Латвию в так называемый серый список и не повергать ее усиленному контролю, обосновав решение успешным выполнением рекомендаций по борьбе с отмыванием денег и соответствием рекомендациям Moneyval.
Эта ревизия — стратегический инструмент, с помощью которого Латвийская республика демонстрирует свою готовность усовершенствовать систему, сводя к минимуму риски коррупции, отмывания денег и нарушения санкций, в том числе в публичном секторе», — прокомментировал Корчагин.