Управление по делам гражданства и миграции (УДГМ) незаконно продлевало виды на жительство (ВНЖ) иностранцам, которые получили их на основании инвестиций в бизнес в Латвии или как члены правлений компаний. Plan B
К такому выводу пришли ревизоры из Государственного контроля, проверив выполнение политики предоставления убежища и иммиграционного контроля в Латвии. В Законе об иммиграции сказано, что цель выдачи ВНЖ — вклад в развитие народного хозяйства Латвии: иностранцы должны заниматься бизнесом и заплатить в бюджет определенную сумму налогов.
Ревизоры выявили несколько случаев, когда УДГМ продлевало ВНЖ тогда, когда упомянутое условие не было выполнено. Например, иностранец должен был заплатить за год не менее 28 460 EUR налогов, а по факту были уплачены неполные 3 000 EUR. Более того, ВНЖ продлевался и в следующем году, когда налоги еще не были уплачены в полной мере. Поэтому Госконтроль обратился в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК).
Во время ревизии проводилась оценка выполнения иммиграционного контроля, а именно: во время ли выявлялись иностранцы, которые лишились законного основания находиться в Латвии. Ревизоры пришли к выводу, что УДГМ с опозданием аннулирует ВНЖ. С опозданием аннулировано 20% проверенных временных ВНЖ и 75% постоянных ВНЖ.
Следует отметить, что каждый иностранец обязан в определенный срок подавать документы на продление ВНЖ. В противном случае грозит привлечение к административной ответственности. В большинстве случаев УДГМ начинает искать таких лиц только тогда, когда ВНЖ уже должен был быть аннулирован. Выявлено несколько случаев, когда УДГМ не аннулировало ВНЖ год или даже больше.
Сфера предоставления убежища является важным вопросом в общей политике ЕС, и Латвия должна соблюдать установленные ЕС стандарты по предоставлению убежища. Требования ЕС включены в латвийское законодательство, но с выполнением этой политики Министерству внутренних дел не везет, отмечает Госкортроль.
Между тем факты свидетельствуют о том, что этот вопрос становится все актуальнее. За десять месяцев 2014 года было получено 320 заявлений от просителей убежища (2013 году – 185), а статус беженца или альтернативный статус был присвоен 18 лицам.
Временным расселением просителей убежища в Латвии занимаются Государственная пограничная охрана и УДГМ. Если не удается установить личность просителя убежища, или есть подозрения, что проситель убежища может представлять угрозу госбезопасности, тогда Государственная пограничная охрана отправляет такого человека в центр закрытого режима Daugavpils. В других случаях УДГМ предлагает просителям убежища помещения в центре свободного режима Mucenieki.
Латвия на собственные средства должна обеспечивать просителям убежища минимальные условия: питание и средства гигиены, помещения для проживания, перевод, медицинское обслуживание и др., но государство четко не обозначило, какие расходы нужно покрывать из бюджета. Это также создало ситуацию, при которой полученные из еврофонда средства, которые выделяются в помощь обеспечения минимальных условий, в действительности оказываются единственным источником покрытия расходов на обеспечение этих минимальных условий.
Это привело к возникновению различий в практике приема просителей убежища. Ревизоры обнаружили, что расходы на услуги и сами услуги отличаются в зависимости от того, находится ли проситель убежища в центре размещения Госпогранохраны или УДГМ. По подсчетам ревизоров, у Госпогранохраны расходы на одного человека составляют 140,77 EUR в день, а у УДГМ – в среднем 20,70 EUR в день. В то же время в УДГМ у просителей убежища, кроме услуг семейного врача, была возможность получать оплаченные услуги и других специалистов, и выписанные врачом медикаменты, в Госпогранохране — только в случаях, если у просителя убежища есть деньги. Разница выявлена и в обеспечении питанием. Госпогранохрана в день тратит на одного просителя убежища 5,15 EUR, а УДГМ — 2,15 EUR, которые предназначаются не только на питание, но и на покупку средств гигиены, и товаров первой необходимости.
Ревизоры также указали на низкую заполненность центров. В центре закрытого режима Daugavpils в 2013 году одновременно проживало в среднем 23% от вместимости центра, за 10 месяцев 2014 года – 43% от вместимости центра, а в Лиепае построенные для этих целей помещения вообще не используются. Госпогранохрана планирует строить в Риге новый центр временного содержания задержанных просителей убежища. Госконтроль призывает оценить целесообразность этого проекта и, если в этом есть необходимость, рассмотреть возможность расширения здания в Даугавпилсе.
Важным вопросом и нерешенным на государственном уровне является интеграция беженцев или лиц с альтернативным статусом в общество. Государство не разработало политику интеграции таких людей и не закрепило в правилах участие в этом самоуправлений и негосударственных организаций. Ревизоры отмечают, что с государственной поддержкой — пособия в течение неполного года или целого года на питание (256,12 EUR в месяц) и на обучение государственному языке (не больше 49,80 EUR в месяц) — не помогают интеграции таких лиц в Латвии. Лицо получило право жить здесь, но не понимает, как действовать дальше.
В действительности интеграция этих лиц в Латвии зависит только от средств из еврофондов и от действий негосударственных организаций, пояснил Госконтроль, который по итогам ревизии предоставил пять рекомендаций.
Ref: 102.112.112.2385