Несмотря на то, что в последнее время в Латвии климат, достойный южных стран, статистика оборота розничной торговли напоминает некий зимний вид спорта, где лыжник съезжает с горы по холмистой трассе, указала экономист Банка Латвии Агнесе Бичевска.
Она добавила, что объемы продаж то падают, то растут, однако тенденция все же восходящая.
Статистика последних месяцев поддерживает эту тенденцию. Прирост торговли наблюдался уже в мае. В июне он продолжился довольно высоким скачком — на 3,3% по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом в годовом разрезе данный показатель вырос на 5,4%. второй квартал также завершился с плюсом — по сравнению с первым кварталом оборот увеличился на 2,7%. По сравнению со вторым кварталом 2010 года оборот вырос на 1,6%.
Стремительный прирост сохранился также в отношении продажи автомобилей, которая не входит в данные об обороте розничной торговли. Прирост в июне составил 4,5%, а годовой прирост — 57,5%.
Эту восходящую динамику определяют несколько факторов. Росту потребления способствует постепенный рост уровня занятости. Увеличивается круг людей с постоянными доходами и большей уверенностью в завтрашнем дне. На объемы и структуру продаж влияет также отложенное потребление — трата созданных накоплений. В последнее время также растет средняя зарплата. Инфляция, повышение налогов препятствуют росту объемов потребления.
«Показатели Еврокомиссии, опубликованные в июле, свидетельствуют о снижении индекса доверия предпринимателей на 2,0 пункта. Однако показатель настроения жителей улучшился на 0,3 пункта. Изменения показателей оборота розничной торговли в Латвии были лучше чем в остальных странах Европы. Циклоны, идущие из южных стран Европы и США, а также местные политические неурядицы создают фон неопределенности, продолжая влиять на привычки потребления жителей. Таким образом, холмистая трасса развития торговли, скорее всего, сохранит свой рельеф и в ближайшие месяцы. Не исключено, что за прыжком с трамплина в мае-июне последует и некий спад», — прогнозирует Бичевска.