Временный руководитель ООО Rīgas satiksme Анрийс Матисс («Согласие») во вторник, 5 марта, в интервью программе Rīta Panorāma на телеканале LTV подтвердил свое решение покинуть занимаемый пост.
Ранее, 28 февраля, он уже намеревался уйти с должности, однако мэру Риги Нилу Ушакову («Согласие») удалось уговорить его остаться — было обещано поддержать предложенные Матиссом изменения.
На собрании правления муниципального предприятия Rīgas satiksme и держателей долей капитала было достигнуто соглашение предоставить предприятию из бюджета Рижской думы 130 млн евро, а также продолжать оптимизировать расходы транспортного предприятия, сообщил председатель Рижской думы Нил Ушаков («Согласие»).
Но во вторник в телеинтервью Матисс все же заявил, что поменял решение, поскольку за последние дни произошли события, которые дали понять, что предложенные реформы не будут поддерживаться. В качестве примера Матисс назвал нежелание устранить обнаруженные в ходе аудита недостатки и затягивание с изменениями договора с предприятием Rīgas Mikroautobusu satiksme.
Временный глава RS также сообщил, что результаты аудита переданы в правоохранительные органы.
Ранее руководитель предприятия Антрий Матисс публично выразил мнение, что в этом году предприятию требуется от самоуправления по меньшей мере 130 млн евро. В прошлом году компания получила от самоуправления дотацию в размере 122 млн евро. По мнению нового правления предприятия, в этом году такой суммы недостаточно для погашения реальных расходов.
Прошлый год Rīgas satiksme завершило с убытками на сумму 6,3 млн евро.
Ранее Матисс отметил, что «ситуация в компании очень печальная». «Взять хотя бы то, что у нас сейчас осталась 1/12 часть от бюджета прошлого года. Но нужно оплачивать счета и выплачивать зарплаты. Вопрос: если нет бюджета, как мы можем это сделать? Конечно, всем структурам думы нужны деньги, но в то же время мы не можем выжить с тем, с чем не могли выжить еще в прошлом году. Дотация 130 млн евро это минимум, который нам необходим. Плюс еще договор о сотрудничестве с Rīgas mikroautobusu satiksme, который создает нам дополнительные убытки еще на шесть миллионов евро», — обрисовал положение дел на предприятии его временный руководитель.
Матисс опроверг утверждение о возможном повышении цен на билеты в общественном транспорте. При этом он признал, что главная причина трудностей в том, что за последние четыре года подсчитанная себестоимость поездок не покрывает реальные расходы.
Ушаков так же подтвердил, что нет поводов говорить о повышении цен на проезд, поскольку задача самоуправления — обеспечить то, чтобы люди как можно больше пользовались общественным транспортом, а также составить бюджет таким образом, чтобы сохранить все нынешние льготы.
Как известно, Матисс был назначен временным руководителем Rīgas satiksme 13 декабря прошлого года. Он занял место отстраненного от должности бывшего руководителя Леона Бемхенса, которому назначен статус подозреваемого в уголовном деле о закупках Rīgas satiksme. Расследованием дела занимается Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией.
После вступления в должность Матисс предложил провести на предприятии аудиторскую проверку. В ходе аудита выяснилось, что, например, шесть миллионов евро были переплачены при закупке топлива у фирмы, владельцы которой скрыты в офшорах; кредит, выделенный на покупку трамваев, был потрачен на зарплаты, а на содержание дорогой системы э-талонов тратятся 40% средств, полученных от продажи билетов, сообщил журнал Ir.
Кроме того, аудит показал, что часть кредита на сумму 50 млн евро, который выделил банк SEB на покупку 20 низкопольных трамваев, была потрачена на зарплаты, поскольку у предприятия попросту не было денег. Эту недостачу временное правление покрыло а счет запрошенных у Рижской думы в конце прошлого года дополнительных дотаций в размере 17 млн евро.
Около трех миллионов евро в 2016 и 2017 годах было переплачено в результате невыгодной закупки топлива. В ноябре 2015 года Rīgas satiksme договорилось о поставках топлива на пятилетний срок с RDZ Energy, владельцы которой скрыты на Мальте и на Британских Виргинских островах, сообщил журнал Ir. Около половины оборота компании составляют доходы от Rīgas satiksme, а истинные бенефициары неизвестны.