«В случаях, когда нарушается закон, ущерб причиняется муниципальному или государственному бюджету. В дальнейшем будет наступать ответственность, но уже не абстрактная, а затрагивающая личный кошелек провинившихся должностных лиц. Это будет вроде превентивного сигнала о том, что должна наступить ответственность», — говорит в интервью BNN государственный контролер Элита Круминя, комментируя данное Госконтролю право взыскивать ущерб.
«За кражу булочки применяются суровые наказания, а за преступления в госсекторе – нет»
С 1 августа расширены полномочия Государственного контроля или высшего ревизионного ведомства: ему дано право взыскивать выявленные в ходе аудита убытки вследствие незаконных действий лица.
В интервью BNN госконтролер отмечает, что это не карательный инструмент, которым Госконтроль будет наказывать должностных лиц и чиновников, а способ борьбы с правонарушителями.
«Своими аудитами мы хотим внести свой вклад в то, чтобы в государственных учреждениях не было таких абсурдных ситуаций, когда за кражу булочки грозит довольно суровое наказание, а когда преступление совершается в публичном секторе, то наказания нет и ответственность не наступает. Эта ситуация посылает неправильный сигнал о том, что можно поступать, как угодно, и ничего за это не будет. Так нельзя».
Госконтроль начал объемную ревизию, чтобы выяснить, как вообще расследуются экономические преступления в муниципальных и государственных учреждениях. Круминя не скрывает, что до сих пор наказания за выявленные экономические, финансовые нарушения в госсекторе в основном оставались без внимания.
Сам Госконтроль уже начал готовиться к тому, чтобы в случае необходимости можно было применять новые полномочия.
«В тех случаях, когда увидим нарушение законов, причиненные убытки, будем действовать по закону. Сначала дадим возможность аудируемым единицам договориться с провинившимися лицами о взыскании. Если это, по не обоснованным, на наш взгляд, причинам не будет сделано, тогда за работу возьмется совет Государственного контроля».
А говоря о том, что будет с ранее обнаруженными нарушениями и теми нарушителями, которые не получили наказание, Круминя подчеркнула следующее: «Мы не сидели сложа руки. Что было сделано? В Госконтроле был создан отдел по расследованию нарушений, который пытался содействовать сотрудничеству с правоохранительными органами – объяснял, давал дополнительную информацию, чтобы виновные лица были привлечены к ответственности».
«Мы хотим, чтобы применялись наши рекомендации и причем не формально, а по существу. Это то, за что мы все время боремся. Если не получается, тогда мы снова напоминаем об этом и движемся [дальше]», — подчеркивает Круминя.
По словам контролера, прогресс есть, и ему способствовало то, что в Госконтроле работают бывшие сотрудники прокуратуры.
«Муниципальное руководство не понимало, что должно следить за созданными им самим хозяйственными обществами»
Госконтролер признает, что нарушений в госсекторе предостаточно. «Мы с каждой ревизией пытаемся улучшать понимание того, что руководитель любого учреждения отвечает за то, чтобы находящееся под его контролем, руководством учреждение работало законно, рационально и эффективно. Это установлено законом».
Круминя подчеркивает, что руководители должны понимать, что, вступая в должность, они обязуются работать на благо населения. Руководители должны думать, как при имеющихся ресурсах максимально хорошо служить населению, а не себе.
Одной из проблем в муниципалитетах являются контролируемые ими хозяйственные общества. «Когда мы только начинали ревизии, то обнаруживали, что муниципальное руководство не понимает, что надо следить за своими хозяйственными обществами. Им казалось, мол, раз созданы, то пусть сами по себе и работают. Одна из целей контроля во время ревизии – улучшать осведомленность о принципах хорошего управления».
Круминя подчеркивает, что важно понимать, что учреждение хозяйственных обществ означает также следовать нормам закона, а не относиться к ним как к чему-то, откуда можно черпать на свои нужды. «Необходим постоянный надзор, мониторинг, чтобы муниципалитет работал в соответствии с установленными целями».
Круминя отмечает, что если взглянуть хотя бы на рижские хозяйственные общества, такие как Rīgas namu pārvaldnieks, Rīgas satiksme и другие подобные предприятия, то жители часто жалуются на них контролю – в основном на недостаток качества и подорожание.
Круминя добавила, что дополнительно поступающая информация о замеченных нарушениях – большие вызовы для Госконтроля. Призывы поступают и от негосударственных организаций, и от муниципальных депутатов, и в Сейме. «Нарушений очень много», — подчеркивает контролер.
Но проблема – потенциал. «Учреждений, которые подвергаются проверке Госконтроля, — тысячи. Ревизоров у нас чуть больше ста. Поэтому нелегко решать, где и по каким вопросам будем проводить проверки. Это и вызывает у нас головную боль, хотя, конечно, хочется больше посмотреть и давать свои рекомендации по упорядочиванию многих сфер».