Из-за нехватки ресурсов ЦИК годами не может решить накопившиеся проблемы

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) является одним из основных органов по организации и обеспечению свободного, демократического и справедливого избирательного процесса. В интересах всего общества – видеть ее хорошо управляемой и обеспеченной всеми необходимыми ресурсами и технологиями, указывает Государственный контроль (Госконтроль).

При завершении ежегодной финансовой ревизии о правильности подготовки годового отчета ЦИК, Госконтроль пришел к выводу, что годовой отчет предоставляет четкое и достоверное представление о финансовом положении ЦИК и он подготовлен в соответствии с требованиями нормативных актов. Однако есть определенные вопросы, которым Госконтроль уделил повышенное внимание.

Член Совета Госконтроля Илзе Бадере заявила: «До выборов в 14-й Сейм, которые состоятся 1 октября, осталось всего три месяца, но будет ли техническая подготовка к выборам на этот раз более успешной и будут ли устранены выявленные ранее недостатки при планировании бюджета, организации закупок для технического обеспечения выборов и внедрения системы управления выборами? К сожалению, нет».

«Однако выборы являются критически важным процессом в каждой демократической и правовой стране. В этом контексте — в отношении дееспособности Центральной избирательной комиссии — можно сделать вывод, что пока слишком много сказано, слишком мало сделано, и мы призываем ответственные органы устранить нехватку возможностей Центральной избирательной комиссии и вытекающие из этого недостатки в организации и обеспечении избирательного процесса», – призывает Бадере.

Выборы становятся всё более дорогими

До муниципальных выборов 2021 года ЦИК использовала арендованные у ООО «SOAAR» программы и услуги поддержки.

С 2017 по 2020 год за эти услуги было выплачено более 2,2 млн евро.

Для предотвращения риска того, что процесс выборов зависит от услуг, предоставляемых одним поставщиком, в течение длительного времени, в 2020 году ЦИК начала закупать модули Системы управления выборами в собственное пользование. ЦИК планировала потратить 1,8 млн евро на приобретение базы и четырех модулей управления выборами. На их приобретение заключен договор в размере 900 000 евро. Они были поставлены в рамках запланированного бюджета путем заключения договора с ООО «SOAAR», которая была единственным претендентом в закупке. Однако, продолжая приобретение модулей, ЦИК столкнулась с существенным – трехкратным – подорожанием в этом году на необходимый модуль для выборов в Сейм, который вместо 363 тысяч евро обойдется в 1,16 млн евро.

Ожидается, что сумма закупок последних двух модулей – для обеспечения выборов в Европейский парламент и народного голосования – также превысить ранее запланированные 544 тысячи евро.

При покупке всех модулей Системы управления выборами также необходимо будет приобрести услуги по сопровождению выборов. При этом следует отметить, что ООО «SOAAR» было выбрано в качестве единственного претендента на закупку услуги по сопровождению выборов (применив процедуру переговоров в соответствии с условием Закона о государственных закупках, что только конкретный поставщик может предоставить услуги, так как конкуренция по техническим причинам отсутствует и нет обоснованной альтернативы или замены) и было заключено три договора на общую сумму 631 тыс. евро.

«Соответственно, можно сделать вывод, что цели – путем приобретения программного обеспечения для администрирования выборами предотвратить риск зависимости избирательного процесса от услуг, предоставляемых одним коммерсантом в течение длительного времени – до сих пор не удалось достичь», – отмечает ревизионный орган.

Необоснованное и дорогое приобретение услуги

В два договора, заключенных с ООО «SOAAR» по сопровождению муниципальных выборов 2021 года  была включена статья расходов «Меры по смягчению воздействия пандемии Covid на услуги», в рамках которой ЦИК оплатила оснащение удаленных рабочих мест сотрудников профессиональным оборудованием, хотя услуга, для которой было приобретено оборудование, должна была выполняться только в течение трех месяцев.

В данном случае, например, разумнее было бы арендовать оборудование, чем покупать его, ЦИК полностью оплатила закупку нового оборудования, что по оценкам ревизоров, необоснованно удорожило услуги сопровождения выборов как минимум на 40 тысяч евро.

Необходимо укреплять возможности ЦИК

В предыдущих проверках, а также в этой проверке Государственный аудит обращает внимание на ряд недостатков, причиной которых, скорее всего, являются недостаточные возможности ЦИК. Например, в бюджетном планировании – несвоевременное выявление затрат, необходимых для обеспечения функций, в результате чего средства, выделенные в годовом бюджете, оказываются недостаточными.

В закупках услуг – отсутствие процедуры закупки, поспешное заключение договоров, определение сроков выполнения недоработок и проверки поставок, существенные недостатки в документации, что не позволило ревизии во всех случаях отследить объем и качество запланированных и выполненных работ. Административные и функции поддержки ЦИК обеспечивают в общей сложности 12 сотрудников, и ЦИК неоднократно подчеркивала, что именно недостаточный человеческий ресурс является причиной перечисленных выше недостатков.

Так как приобретение, разработка и операционная техническая поддержка Системы управления выборами будут оставаться актуальными и в будущем, Госконтроль дал рекомендацию по актуализации вопроса о наиболее оптимальном решении по разработке, управлению и обслуживанию этой системы в Кабинет Министров и Сейм.

Не отвечает за создание избирательной политики и повышение активности избирателей

Несмотря на то, что явка на выборах в Латвии снижается и в 2021 году упала до 34%, в стране нет учреждения, которое по закону обязано анализировать факторы, влияющие на явку избирателей и осуществлять целенаправленные действия по повышению явки, отметили в Госконтроле.

При этом в распоряжении ЦВК есть информация, полученная в результате исследований явки избирателей, удовлетворенности избирательным процессом и т.д.

Госконтроль обратит внимание Сейма на эти обстоятельства и предложит назначить учреждения, ответственные за повышение явки избирателей и активности избирателей.

Начальник Информационного отдела ЦИК Лаура Крастиня отметила: «Без дополнительного финансирования и соответствующих специалистов невозможно будет осуществить рекомендации Госконтроля по совершенствованию управления избирательными процессами, поэтому необходимо срочно усилить возможности ЦИК».

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости