Интервью с Latvijas Ceļu būvētājs о дорожном хозяйстве Латвии - BNN-NEWS.RU

 

Элизабете Межуле

«Это ненормально, когда в год выборов в дорожную отрасль вдруг вливаются дополнительные 100 млн евро. Этим министр транспорта Улдис Аугулис не делает добро, а вредит дорожно-строительной отрасли», — рассказывает в интервью с BNN о проблемах с финансированием дорожной отрасли Латвии председатель общества Latvijas Ceļu būvētājs (LCB) Андрис Берзиньш. Он говорит, что на данный момент имеется «целая куча» всяких документов политического планирования, но ни один из них не осуществляется. «Кажется, что эти планы подготовлены не для того, чтобы что-то привести в порядок в Латвии, а чтобы съездить в Европу и получить очередную «пачку» европейских денег на дороги», — считает Берзиньш.

«Мы фактически находимся у разбитого корыта»

«Общая протяженность дорог Латвии равна 74 000 км, а под надзор ГАО Latvijas Valsts ceļi (LVC) – для ремонта и обслуживания – отдано 21 000, и получается, что 53 000 км остаются «висеть где-то в воздухе», — рассказывает собеседник.

Говоря о том, какова сейчас ситуация в Латвии, Берзиньш отмечает, что в следующем году Латвия израсходует все европейские деньги, предназначенные на строительство дорог. Средства Фонда сплочения и Фонда регионального развития покроют лишь последние три проекта, которые будут осуществляться в 2019 году. «2020 год – последний в этом периоде планирования (2014–2020), и европейских денег там будет ноль», — добавил он.

Он рассказывает, что тогдашнее правительство, подавая эту программу планирования на семь лет, заявило Европе, что если будет выделен дополнительный бюджет от Евросоюза (ЕС), то Латвия увеличит бюджет дорожной отрасли. Было обещано, что Латвия не будет делать все необходимые дорожные ремонты на деньги ЕС без собственных инвестиций или с очень-очень маленькими инвестициями. «Эта программа была одобрена, но [обязательства Латвии] не выполнялись все семь лет. В итоге деньги ЕС были освоены с опережением. Автодорожная отрасль — пожалуй, единственная, освоившая или вложившая в дороги предназначенные Латвии деньги ЕС за год до конца периода планирования. Мы фактически находимся у разбитого корыта, если так можно выразиться», — считает Берзиньш.

«Деньги планируемого государством бюджета – минимальны, ведь эти деньги, которые вообще выделяются из госбюджета Латвии, делятся: часть уходит к муниципалитетам, где-то 53 млн в год, другая часть уходит к ГАО Latvijas Autoceļu uzturētājs, которое чистит дороги, латает ямы и посыпает солью. Лишь неполная треть этих денег уходит на восстановление и строительство дорог», — поясняет председатель LCB.

Говоря выделенных на ремонт дорог средствах от государства, Берзиньш рассказывает: «Тот бюджет, которые правительство утверждало в кабинетной тиши и на закрытых заседаниях, засекречен. У нас нет к нему доступа, и мы не знаем, какие цифры там».

Представитель общества отмечает, что в результате стратегической исследовательской деятельности стали известные «некоторые цифры» и выяснилось, что в утвержденном бюджете не учтена «проблематика, которая начнется в 2020, 2021 и 2022 году, когда фактически работ не будет».

«Если мы собираемся выживать лишь на то, что дает госбюджет, тогда надо сокращать отрасль минимум на треть, то есть треть предприятий должны закрыться», — говорит Берзиньш. По его словам, некоторые утверждают, что у дорожных строителей будет работа при строительстве Rail Baltica, однако эти люди не понимают, что строительство может начаться лишь к 2023 году. Получается, что примерно три года (с конца 2019 года до 2023 года) дорожным строителям придется жить без работы. Берзиньш считает, что в таком случае «нет сомнений в том, что отрасли больше не будет, либо она не будет такой, как сегодня».

Необходима лишь политическая воля, которой нет годами, в том числе в дорожной отрасли

«Премьер-министр Марис Кучинскис в марте этого года, после того как я ему написал довольно суровое письмо, отреагировал и создал рабочую группу. Они собирались где-то 4-5 раз, наметили какие-то направления, что может произойти и как надо действовать, но дальше самих разговоров дело не дошло. Никаких решений не принято», — говорит Берзиньш.

«В 2014 году мы заключили публичный договор со всеми теми партиями, которые тогда были у власти, кроме национального объединения. Договор был о том, что при принятии бюджета 2015 года партии разработают модель финансирования автодорог и чтобы это была постоянная модель, то есть действовала не только с 1 января по 31 декабря, а потом опять никто не знает, что будет. К сожалению, эти обещания так и остались обещаниями, ничего из них не выполнено».

Объясняя, зачем надо внедрять постоянную модель финансирования автодорог, Берзиньш рассказывает, что может случиться так, что два месяца подряд будут идти дожди и работники не смогут выйти на дорогу и нормально работать из-за погодных условий. Поэтому необходимо внедрять постоянную модель финансирования автодорог: если в каком-то году на дорожные работы не будут израсходованы бюджетные деньги, тогда они переходят в дорожный бюджет следующего года.

«Все ждут, когда депутаты снова примут новый бюджет. Это не нормальная ситуация. Если на такую крупную инфраструктуру планируются деньги, тогда надо допускать вероятность перехода этих денег на следующий год. Так же как сейчас работает муниципальный бюджет», — подчеркивает представитель дорожных строителей.

«Самая отставшая страна в Балтии»

На вопрос о том, как Латвия выглядит на фоне других в Балтии в сфере финансирования дорог, Берзиньш отвечает, что Эстония финансирует примерно в два раза больше, чем Латвия, а Литва – примерно в два с половиной раза больше. «Меня ничуть не удивляет то, что там дороги лучше. В Эстонии уже в этом или в следующем году вообще не будет ни одной пыльной дороги. Там все дороги будут покрыты асфальтом или заменяющими асфальт технологиями. Литовцы тоже стараются. Но если смотреть в целом, то мы в этом смысле – самая отставшая страна», — сказал он.

Он подчеркивает, что настал последний момент, чтобы принять стратегические решения об упорядочении финансирования автодорог. «Уровень информированности среди политиков и чиновников достаточно высок, и просто нужно продемонстрировать политическую волю», — считает председатель LCB.

53 000 км латвийских дорог «висят в воздухе»

Говоря о сети дорог протяженностью 74 000 км, охватывающей Латвию, Берзиньш отмечает, что уже около 15 лет никто на нее в целом, независимо от того, кому принадлежит дорога – муниципалитету, частному предпринимателю, государству или еще кому, – сверху не смотрит и не оценивает ее, хотя есть два хороших инструмента или программы. Однако вместо проведения всестороннего обследования дорог Латвии, Министерство транспорта и LVC «придумывают какие-то отдельные не связанные с общим контекстом программки, которые включаются в различные документы политического планирования».

«Если мы не финансируем дороги, то не стреляем ли мы тем самым себе по ногам?»

«Не вкладывая в дороги сегодня, мы грабим последующие поколения. Думаю, что они продолжат ездить по дорогам, а не летать на дронах. Этим поколениям придется платить за приведение в порядок тех же самых дорог в два или три раза больше по сравнению с той суммой, которая нужна, чтобы сделать это сейчас», — поясняет председатель LCB.

«Правительство подняло акцизный налог на топливо. Автоводители платят в бюджет все больше и больше. В этом году сумма, которую автоводители платят в госбюджет, достигнет около 570 млн. Однако обратно из этих денег возвращаются лишь 230 млн. Затем эти деньги еще делятся. Реально на дороги в виде вложений возвращается около 115 млн», — отмечает Берзиньш.

Председатель LCB поясняет, что остальная сумма, которая поступает в госбюджет в виде акцизного налога на топливо, распределяется учителям, врачам и т. д.

«Расходы надо как-то финансировать, а если мы не финансируем дороги, то не стреляем ли мы тем самым себе по ногам? У врачей становится все меньше людей, с которыми они работают, поэтому они могут меньше зарабатывать. У учителей становится меньше детей, которых надо обучать, поэтому у них становятся меньше классы, приходится закрывать школы и т. д. Если политики и те, кто ответственен за эти дела, смотрят на проблему с дорогами и мостами не как на отдельно стоящую, а в контексте со всем остальным, то было бы совершенно ясно, что с этими дорогами и мостами, скорее всего, следует работать иначе», — подчеркивает экс-политик.

Один шаг вперед сделан, впереди еще долгий путь

«Если говорить о хорошем, то мы привели в порядок где-то 74% главных государственных дорог, то есть они в хорошем или очень хорошем техническом состоянии. Еще предстоит привести в порядок около 26%. Но, как я уже говорил, это лишь 21 000 из 73 000 км», — сказал Берзиньш.

«А затем идет «куча» региональных дорог, 50% которых вообще не асфальтированные. Те, которые асфальтированные, у них заплата на заплате, и не видно, где начинается основной асфальт, а где заканчивается заплата. Эти дороги последний раз нормальный ремонт видели примерно тогда, когда делался портфель, который ежегодно носим в Сейм, — в середине 80-х годов. Удивительно, что эти дороги в таком состоянии еще функционируют: там можно что-то немножечко «заделать» и еще один сезон подождать», — рассказал Берзиньш.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости

123

ZADROCHI! Skachat porno 2024: xxx video online

2Porno - Seks 2024: porno erotika video HD

Смотреть на ТУТПорно с русским переводом порно фильмы онлайн бесплатно

Seks на Drochila: порно эротика видео бесплатно

Porno TRAHER: 2024 seks video HD

Смотреть 2024 года секс порно эротика видео онлайн бесплатно

XXX 2024: Sex school porno video online

Sekis ZATRAHAL - video seks kino film