В последнее время в информационном пространстве часто звучит имя латвийского художника Кристиана Бректе. И теперь уже не только в связи с муралом «Посвящение Скулме», но и после недавнего перформанса в галерее Alma. Споры продолжаются. Адвокат Виктория Яркина попросила Госполицию оценить работы художника на содержание, на ее взгляд, детской порнографии. Известно, что против художника заведен уголовный процесс.
В то же время Латвийская художественная академия считает, что сейчас в латвийском культурном пространстве отмечается яркое проявление цензуры, ограничивающей свободу художественного проявления, в связи с чем
академия категорически не поддерживает очерняющую кампанию, направленную против ассоциированного профессора Бректе.
В то же время ректор Латвийской академии художеств Кристапс Зариньш, проректор Антра Приеде и проректор Андрис Витолиньш отметили, что в современном обществе, когда противопоставление различных групп используется для продвижения политически мотивированных процессов, важно привлечь внимание к тому, что этому подвергаются художественные средства выражения.
Перформанс художника Кристиана Бректе, состоявшийся вечером 27 сентября в галерее Alma вновь привлек к себе большое внимание. Владельцы галереи публично извинились за этот перформанс в соцсетях:
«Галерея Alma публично извиняется за вчерашнее выступление Кристианса Бректе и группы +K+M+B в рамках проекта Tīrkultūra — Negaidīto avotu galerija».
Свидетелей представления объединения +K+M+B 27 сентября обеспокоил тот факт, что
участники перформанса были в масках, напоминающих о членах расистской организации Ку-клукс-клан. Также в представлении использовался традиционный еврейский подсвечник в виде меноры и черепа животных.
В публичном обращении с извинениями галерея Alma пишет: «Считаем, что к использованию любой символики нужно относиться ответственно, по крайней мере, предоставляя разъяснение концепции. Даже известный в свое время провокатор Йонатанс Мезе, используя в своих работах свастику, развернуто и обоснованно объяснял свою задумку. Призываем художников следовать этому и многим другим хорошим примерам».
Бректе в долгу не остался и прокомментировав сообщение таким образом: «Мы хотели бы сказать, что история этой маски уходит гораздо глубже в прошлое и это то, что вызывает в нас интерес — заглянуть в историю культуры гораздо дальше, чем позволяет наша короткая память (в том числе и идеологическая). Использованные 27 сентября маски применялись еще в Средние века (в связи с испанской инквизицией — они надевались на арестованных, которые таким образом были публично униженными), а их значение и применение с течением времени менялось. Как и все».
Он также отмечает: «Хотим напомнить, что в перформансе 27 сентября, как и в других, мы использовали много символики, связанной с фольклором, с различными религиозными конфессиями, мистикой и оккультизмом. Возможно, однажды мы применим и какой-либо политический символ, который также уже оброс основательным культурным слоем. Причина этого совсем проста — эти символы сосуществовали и дополняли друг друга, поэтому со временем менялись и их значения».
Как известно, имя Бректе в последнее время звучит довольно часто. Широкий общественный резонанс вызвала его работа «Посвящение Скулме».
На портале общественных инициатив manabalss.lv был начат сбор подписей за то, чтобы произведение искусства было ликвидировано.
Латвийская художественная академия также вступила в дискуссию, выразив мнение о том, что
в демократическом обществе не должно быть цензуры искусства и культуры,
и нужно выступать против дискриминации по сексуальной ориентации, политическим взглядам, расе, национальности, по половому признаку, возрасту, по философским и религиозным убеждениям, по социальному происхождению, по имущественному или семейному признаку или по состоянию здоровья.
«Искусство и культура всегда служили выгодным инструментом в руках политических сил, поэтому важно осознавать, что цензура и ограничения приведут к возникновению авторитарных и тоталитарных режимов даже в самом демократическом обществе», — отметили представители Латвийской художественной академии.
Омбудсмен Юрис Янсонс также прокомментировал скандал с муралом на здании Рижской 40-й средней школы по адресу, ул. Акас, 10, указав, что он не видит в этом угрозы для психического развития детей.
По мнению омбудсмена, в конкретном произведении искусства не пропагандируется ни один из аспектов, перечисленных в Закону о защите прав детей.
Омбудсмен также считает, что дети должны быть подготовленными к жизни в обществе и воспитанными, особенно в духе мира, уважения, терпимости, свободы, равенства и солидарности. В первую очередь, это задача родителей. Искусство — составная часть повседневной жизни, однако способность в каком-либо произведении искусства увидеть и оценить искусство дано не каждому.
Омбудсмен считает приемлемым, что какой-либо группе лиц не нравится произведение. Есть люди, которым оно нравится или которые совершенно равнодушны к нему. Однако мнение той или ной группы о произведении искусства не должно способствовать цензуре, которая, согласно Конституции Латвии (Сатверсме) запрещена.