Линас Егелевичус специально для BNN
Литва прилагает огромные усилия и средства, чтобы проявить отзывчивость и принять украинских беженцев. Но щедрости и гостеприимства, с которым их встречают, недостаточно, чтобы справиться со всеми практическими делами, которые мешают, например, обеспечению образовательного процесса.
«В нашей гимназии 11 украинских детей, которые присоединились к нам недавно. Некоторые из низ в смятении, что понятно, поскольку им пришлось пережить ужасные вещи — они были очевидцами бомбардировок и смерти. Надо сказать, что некоторые из низ прибыли с очень небольшим скарбом — я имею ввиду одежду и школьные принадлежности — рассказал новостному порталу BNN директор Старой гимназии Паланги Леонас Шидлаускас.
Чтобы помочь детям беженцев приспособиться к новой среде, школа назначает школьников-ровесников и учителей для работы с ними лично.
«Украинцы посещают уроки, которые, конечно, ведутся на литовском языке. Помощники сидят с ними рядом и переводят. Не только на уроках, но и вне школы, в перерывах. Важно, чтобы помощники познакомили их с окружающей средой, таким образом помогая познакомиться с городом и местной жизнью, — сказал Шидлаускас. — Это делают, общаясь и на русском, и на литовском языках».
Чтобы облегчить период адаптации, Старая гимназия Паланги создала такие условия, которые позволяют украинским подросткам учиться удаленно.
Многие украинцы совмещают возможности удаленного обучения с очной учебой в гимназии.
Самоуправление Паланги призывает местных жителей быть отзывчивыми и ответственными к размещению украинских беженцев. С начала войны западный литовский курортный город принял около 500 беженцев. Многие из прибывших в Литву 26 000 украинских беженцев — дети.
Акмяне помнит предыдущую волну беженцев
Председатель самоуправления Акмяне на севере Литвы Виталий Митрофанов сказал, что самоуправление хорошо подготовлено к встрече новой волны украинских беженцев.
«После того, как Россия в 2014 году напала на Донецкую и Луганскую области, а также на Крым, определенный приток ощущался и в нашем самоуправлении. Только поэтому недвижимое имущество тогда было сравнительно дешевым. Наш опыт показывает, что Литва как государство, к сожалению, создает слишком много преград для адаптации украинских беженцев. Вот лишь один такой пример: нам нужно будет пересмотреть их готовность [жить в Литве] через год, тогда как в Германии этот срок составляет три года», — сказал глава самоуправления.
Учитывая ситуацию, некоторые украинские семьи не спешат регистрировать своих детей в местных школах. Из 60 украинских детей, которые вместе с родителями прибыли в Акмяне с начала войны в конце февраля, это сделали только 40.
«Для них гораздо важнее соответствующее жилье и язык. После улаживания этих вопросов люди создают свой бизнес, присоединяются к местной рабочей силе. Это то, что мы наблюдали здесь в 2014 году», — подчеркнул Митрофанов.
Нельзя сказать, что Литва не старается
Трудности с приспособлением и интеграцией признают и работники самоуправлений, и депутаты Сейма Литвы, но было бы несправедливо утверждать, что Литва, помогая беженцам, делает мало.
Более 800 литовских компаний уже предложили украинским беженцам около 8 000 рабочих мест. Правительство Литвы упростило им процесс устройства на работу и планирует выплатить им единоразовые въездные пособия.
Упрощенный процесс означает, что украинцам не требуется разрешение Миграционного управления Литвы для устройства на работу — к ним относятся те же правила, что и к литовцам.
Какую работу предлагают беженцам и какие встречные шаги от государства?
«Большинство ищут работников на неквалифицированные работы, но если работодатели предлагают квалифицированную работу, они гибкие и подстраиваются под наших клиентов», — рассказала литовским СМИ консультант литовской службы занятости Эгле Кажочюниене.
В то же время директор Ассоциации торговых предприятий Литвы Рута Вайниене отметила, что торговые компании с готовностью принимают украинских беженцев, которые и без опыта могут работать в торговых залах или на кухнях.
«Это должности, на которых можно быстро включиться и начать работать с небольшой подготовкой», — подчеркнула Вайниене.
По мнению других предпринимателей, языковой барьер не будет проблемой, поскольку отрасль уже подстроилась под работников из Украины и Белоруссии. Важно, что военные беженцы из Украины на два года будут освобождены от требования знаний литовского языка в определенных профессиях, например, в педагогике.
Правительство Литвы поддержало поправки к закону, согласно которым высококвалифицированные беженцы, у которых имеется бессрочный трудовой договор и зарплата которых составляет по меньшей мере 1 750 евро до уплаты налогов, получат въездное пособие в размере почти 3 000 евро. Размер пособия для людей с меньшей зарплатой будет зависеть от семейного положения.
Поскольку на литовском рынке труда спрос на рабочую силу огромный — ежемесячно в Литве регистрируется почти 20 000 вакансий — для многих новых жителей шансы могут быть довольно хорошие.