Латвийские предприятия высоко ценят качество доступных человеческих ресурсов и доступность физических ресурсов. Однако страх риска, нежелание сотрудничать и четко фокусироваться на одной стратегии бизнеса, а также недостаток инновационных продуктов и слишком высокие расходы на продукты с низкой добавленной стоимостью не дают латвийским предприятиям достичь больших высот в конкурентной борьбе. Это показало исследование оценки жизнеспособности латвийского бизнеса, проведенное банком Nordea совместно с Рижской высшей школой экономики.
Исследование выявило четкую тенденцию – хороший потенциал конкурентоспособности для латвийских предпринимателей кроется в смелом и целенаправленном выборе бизнес-стратегии, с риском и активным использованием личных и бизнес-контактов для развития предприятия – сказал глава латвийского филиала Nordea banka Валдис Сикснис.
Автор исследования – руководитель и преподаватель Рижской высшей школы экономики, доктор Арнис Слаука пояснил, что часть латвийских предприятий стараются фокусироваться на конкретных нишах рынка используют преимущества такого подхода, однако, они недостаточно четко формулируют свою стратегию относительно выигрышности цен и создания высокой добавленной стоимости. Они выбирают нечто среднее. Большинство предприятий комбинируют или вынуждены уживаться с довольно высокими расходами и с предложением товаров, имеющих низкую добавленную стоимость.
Латвийские предприниматели хорошо образованы – почти 50% опрошенных имеют степень бакалавра, а 22% — степень магистра. У 40% предпринимателей есть опыт. Похожим образом обстоит дело с навыками работников продавать продукты и услуги, обслуживать клиентов, генерировать новые идеи и повышать продуктивность, мотивацию работать и лояльность. Эти качества предприниматели оценивают достаточно высоко (5,5 пунктов из 7).
40% предпринимателей находят свои достижения инновационными, но в целом способность предприятий создавать инновационные товары, новые уникальные производственные процессы, внедрять новые продукты и услуги оценивается на среднем уровне. Сравнивая свой успех с успехами конкурентов, латвийские предприниматели довольно скромны и самокритичны. Чаще всего – в 40% случаев – предприниматели оценивают сами себя на 3 из 7 пунктов, считая, что конкуренты работают лучше.
Из-за «местечкового синдрома» латвийские предприниматели слишком пассивно используют доступные контакты или коммуникационные сети. Хотя это является не только одним из наиболее эффективных, но и одним из самых дешевых вариантов привлечь необходимые внешние ресурсы для повышения конкурентоспособности. Информацию о событиях в бизнес-среде предприниматели чаще всего получают из Интернета и деловой прессы. При этом они зачастую игнорируют те возможности, которые могут предоставить бизнес-лаборатории, университеты, научные институты, самоуправления, государственные и негосудартвенные организации.
На вопрос о влиянии внешней среды, 58% предпринимателей оценивают свой рынок как рискованный, на котором каждое решение может стать решающим. Большинство признают, что рынок является враждебным и на нем очень трудно выжить. Но в то же время примерно половина опрошенных отмечают, что у рынка есть потенциал, существуют и возможности роста бизнеса. Предприниматели склонны думать, что спрос на их продукцию может вырасти.
72% латвийских компаний работали в 2010 году с прибылью, но более 50% хотя бы часть своей продукции отправляют на экспорт, в том числе более 16% предприятий экспортируют как минимум половину своей продукции. Исследование показало, что приоритетом в дальнейшем останется повышение прибыли (5,8 пунктов из 7). Предприниматели планируют увеличить объемы продаж на Латвийском рынке (5,2%), сократить расходы (5 пунктов) и улучшить качество своих товаров и услуг (4,8 пунктов).