Ситуация в Вентспилсском порту становится легче, в том числе банки возобновили обслуживание терминалов, сообщил журналистам в четверг, 23 января, министр транспорта Талис Линкайтс.
Управляющий Вентспилсского свободного порта Андрис Пурмалис рассказал, что разговоры с терминалами велись в декабре, когда была кризисная ситуация, в том числе обсуждалось, что делать, чтобы на них после 8 января не повлияли введенные Управлением по контролю за иностранными активами США (OFAC) санкции.
«Все это обсуждалось. Какой-то терминал был старательным, как школьник, выполнил свою домашнюю работу до 9 января, а другой в этот день еще «сдавал» экзамены. Для некоторых этот период затянулся», — пояснил Пурмалис, отметив, что понимает банки, которым необходимы гарантии, что введенные санкции не коснутся предприятия.
Он также пояснил, что если у управляемого государством учреждения — Управления Вентспилсского свободного порта — заключен договор с этим терминалом, банк должен понимать, что эти терминалы однозначно уже прошли проверку со стороны государства.
Управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш в свою очередь отметил, что ситуация, касающаяся тех, кто попал в санкционный список, вызвала определенный резонанс и вопросы со стороны также банков и клиентов Рижского свободного порта.
«Могу с уверенностью сказать, что, по крайней мере в связи с практической деятельностью терминалов и порта, список санкций не оказывает никакого влияния на деятельность Рижского свободного порта», — сказал Зелтиньш, добавив, что управление Рижского свободного порта проверило терминалы и стивидоров и убедилось, что у них не возникло проблем, в том числе проблем с перечислениями.
На вопрос проверил ли Рижский свободный порт предприятия также и на наличие влияния на них внесенного в список санкций Айварса Лембергса, Зелтиньш ответил утвердительно.
«Мы не служба безопасности, мы руководствуемся той объективной информацией, которая нам доступна», — сказал Зелтиньш.
Читайте также: Антикоррупционное бюро не завело ни одного дела о коррупции в портах
Кроме того, управляющий Рижского свободного порта отметил, что проблемы с банками распространены, но они связаны не с ситуацией с санкциями, а в большей степени с отношением финансовой системы к бизнесу, зарегистрированному на востоке от Латвии. «Это известная проблема, и я надеюсь, что она будет решаться и на государственном уровне. Без конкретики в данной ситуации бизнесу транзита и логистики будет довольно трудно продержаться», — сказал Зелтиньш.
Линкайтс подтвердил, что министерству известно мнение различных предпринимателей о том, что латвийская банковская система слишком строга.
«Причины этого известны. Очень надеюсь, что в будущем и банковская отрасль будет с пониманием относиться к специфике транзитного бизнеса и к той группе стран, с которой мы чисто объективно должны сотрудничать»,
— сказал министр.
Как сообщалось ранее, 9 декабря OFAC на основании так называемого закона Магнитского в связи с коррупцией ввело санкции против Лембергса и четырех связанных с ним юридических лиц — Управления Вентспилсского свободного порта, Агентства развития Вентспилса, Ассоциации развития бизнеса и Латвийской ассоциации транзитного бизнеса.
Вечером 18 декабря OFAC объявило об отмене санкций в отношении Вентспилсского свободного порта и его управления. Санкции были отменены после того, как Лембергс ушел из правления свободного порта, а правительство Латвии предприняло меры по прекращению его влияния в порту.