Прошел год с тех пор, как стало известно, что флагману латвийской экономики Liepājas metalurgs грозит банкротство. При этом оба крупнейших акционера – Сергей Захарьин и Илья Сегал, которых обвиняют в разбазаривании средств предприятия, находятся на свободе и даже избавились от статуса подозреваемых и мер пресечения.
Сейчас кажется, что прогресса в расследовании банкротства завода довольно мало, а события развиваются, скорее, по сценарию, в решении которого виновных просто не будет. Один из оставшихся в меньшинстве акционеров предприятия Киров Липман на прошлой неделе, незадолго до поездки на Олимпийские игры в Сочи, поделился с программой Nekā Personīga опасениями о том, что подозреваемые Захарьин и Сегал могут просто воспользоваться шансом и покинуть Латвию, таким образом избежав наказания.
«Конечно, они могут скрыться в любой момент! Где гарантия? Где? Если они почувствуют, что что-то на них надвигается – неужели они останутся здесь? Будут ждать, пока их арестуют?», – сказал Липман.
Такую возможность, по мнению Липмана, Захарьину и Сегалу предоставил лиепайский прокурор Улдис Курсинскис и обер-прокурор Атис Дзервенс, которые освободили Захарьина и Сегала от статуса подозреваемых и от мер пресечения.
То, что в банкротстве латвийского металлургического гиганта в большой мере виновны сами его хозяева – Захарьин и Сегал – подозревает не только Липман. Аудиторы из компании Ernst&Young тоже констатировали, что Metalurgs, продавая свою продукцию и закупая металлолом, был связан с непрозрачной цепочкой посредников, таким образом владельцы могли разделять между собой полученные средства и скрывать их. Пока государство вместо Захарьина и Сегала заплатило 51 млн латов в качестве поручителя кредита для завода, оба акционера сохранили свое имущество или переписали его на родственников. Но в тот момент, когда полиция собрала доказательства и надеялась, что хотя бы часть дела скоро попадет в суд, Лиепайская прокуратура продержала материалы дела у себя около пяти месяцев, пока, наконец, не сообщила, что обоснование недостаточно и статус подозреваемых, а также меры пресечения в отношении Захарьина и Сегала надо отменить.
«5 февраля Управление по борьбе с экономическими преступлениями опять получило дело в свое ведение, и сейчас трудно говорить о дальнейших действиях, решениях и их продвижении, поскольку надо оценить, что именно в данном процессе изменилось, а затем надо работать в соответствии с действующим законодательством», – рассказала старший инспектор отдела Госполиции по связям с общественностью Синтия Вирсе.
Прокуратура какие-либо публичные комментарии о своих действиях в деле Liepājas metalurgs не дает. А у полиции сейчас есть десять дней, чтобы решить, как быть дальше. Однако похоже, что она готова пожаловаться даже генеральному прокурору. Министр внутренних дел тоже признает, что благодаря решению Лиепайской прокуратуры, Захарьин и Сегал теперь могут действовать совершенно беспрепятственно.
«Очевидно, что между Госполицией и прокуратурой появился спор. Госполиция считает, что было достаточно оснований и доказательств для поддержания этого статуса подозреваемых. Сейчас прокурору законом дано право отменить решения Госполиции, которым он и воспользовался, и да, сложилась ситуация, в которой все эти ограничения не действуют и в принципе оба лица имеют свободу действий со своим имуществом и, конечно же, свободу передвижения», – пояснил министр внутренних дел Латвии Рихардс Козловскис.
Захарьин и Сегал, а также их представители от комментариев отказываются. Но некий источник сообщил, что, скорее всего, Захарьин никуда не сбежит, потому что и здесь вполне уверен, что доказательств против него не будет, поэтому можно остаться в Латвии. Сложнее ситуация Сегала. В отличие от Захарьина, который руководил советом предприятия, Сегал был прямым исполнителем в правлении, поэтому ему будет труднее избежать ответственности. Поэтому для Сегала бегство из Латвии может стать спасением, а убежище в Белоруссии ему уже подготовлено.
102.108.108.6565