Совет Латвийского профсоюза работников образования и науки (ЛПРОН) на внеочередном заседании решил всё-таки начать бессрочную забастовку педагогов 19 сентября, не приняв предложение, подготовленное Министерством образования и науки (МОН), сообщила руководитель ЛПРОН Инга Ванага.
Она указала, что забастовка состоится, поскольку не были достигнуты разумные компромиссы, и ЛПРОН считает, что предложение правительства направлено на разделение педагогов без предложения решений для всех групп педагогов.
«По нагрузке учителей ЛПРОН пытается найти решение уже с 2016 года, и эти решения можно было бы найти быстрее, и до пикета, и до забастовки», – заявила Ванага.
Ванага отметила, что ЛПРОН будет следить за дальнейшим развитием событий и не исключает возможности созыва еще одного внеочередного заседания совета, чтобы рассмотреть свои дальнейшие действия.
«Мы не можем принять разработанное предложение МОН, которое распространяется только на часть педагогов. Конечно, фискальное предложение также заманчиво, однако в этой ситуации есть несколько моментов риска, в том числе возможный хаос, который может возникнуть, когда воспитатели дошкольных учреждений решат работать в начальных школах, или педагоги профессионального образования и образования по интересам решат работать в общеобразовательных учреждениях», – сказала Ванага.
При этом Ванага заявила, что оценены не все возможные риски в предложении МОН, поскольку их слишком много.
«Для нас важна солидарность и общая позиция. На данный момент выдвинуты требования по некоторым вопросам, и для профсоюза недопустимо резкое переключение на другие вопросы», – сказала Ванага.
Уже сообщалось, что в четверг, 15 сентября, планируется продолжение переговоров между ЛПРОН и коалиционными партиями.
Глава профсоюза Ванага уже ранее указывала, что предложение МОН распространяется лишь на педагогов общего образования, тогда как ЛПРОН выдвинул требования относительно всех групп педагогов.
Муйжниеце в свою очередь подчеркнула, что именно общее образование заметно пострадало от пандемии Covid-19 и введения нового учебного содержания, поэтому предложения сфокусированы именно на данную категорию. Соответственно в новом правительстве, при создании бюджетного плана очень важно охватить также педагогов дошкольного образования и остальных категорий.
В целом коалиция договорилась о дополнительном финансировании в размере 60,2 млн евро. Из этой суммы 3,7 млн евро будут выделены из бюджетной программы «Средства на непредвиденные расходы», чтобы быстрее и эффективнее обеспечить педагогам доступность учебных материалов.
В свою очередь, дополнительное госфинансирование в размере 56,5 млн евро планируется направить на выравнивание нагрузки педагогов с 1 января 2023 года. Кариньш пояснил, что это финансирование может быть выделено при перераспределении бюджета или в ходе формирования госбюджета будущего года.
Читайте также: LIZDA: ЛПРОН: коалиция ничего не предложила 20 000 педагогам
Хотя Кариньш и заявил, что это правительство не может окончательно принять решение о следующем бюджете, он подчеркнул, что после выборов коалиционные партии полны решимости выполнить свое обещание по повышению зарплаты педагогов.
Как сообщалось ранее, коалиция предложила с 1 января 2023 года повысить минимальную ставку по зарплате за 40 часовую рабочую неделю, в которую входит также внеурочная работа, с 900 до 1 200 евро. Педагогам планируется предложить переход на уде применяемую на практике 40-часовую рабочую неделю.
Одним из требований профсоюза является «сбалансированная рабочая нагрузка», то есть меньшая часть рабочей нагрузки должна быть предусмотрена на контактные часы. Профсоюз не согласен с предложением МОН о балансировке нагрузки до 2028 года. В предложении МОН говорится, что процесс слишком затянут, и с текущими проблемами этого нельзя себе позволить.
В свою очередь, второе требование заключается в том, чтобы обеспечить выполнение правительством действующей нормы Закона об образовании о графике зарплат педагогов, согласовав ее с принципами расчета заработной платы.
По предварительным данным, 19 сентября бессрочную забастовку планируют начать 23 601 работник сферы образования из 815 учебных учреждений – от дошкольных образовательных учреждений до высших учебных заведений.