Намерение Европейского союза ввести вертикальное разделение функций железнодорожных предприятий, в результате которого должны образоваться независимые предприятия, управляющие инфраструктурой и грузовыми перевозками, усложнит и удорожит работу железной дороги, считает председатель правления ГАО Latvijas dzelzceļš (LDz) Угис Магонис.
«Практически это означает осложнение работы железной дороги. В Европе, возможно, эти изменения будут ощущаться позитивнее – там нет такой большой нагрузки на железную дорогу, там больше распространены пассажирские перевозки. А в нашем случае, когда нагрузка, связанная с грузовыми перевозками, максимальна, это только осложнит работу», – сказал Магонис в интервью программе Latvijas Televīzija Labrīt, Latvija! Он также опасается, что такие перемены сделают работу предприятий менее эффективной.
По его словам, сейчас в Латвии действует концерн Latvijas dzelzceļš, материнской компанией которой является LDz, и дочерние предприятия, которые занимаются управлением железнодорожной инфраструктурой и отвечают за перевозки. Есть также два частных перевозчика, занимающие примерно 25% рынка. «Эта модель, по моему мнению, очень удачна. Если нашего перевозчика отделить от материнской компании, железнодорожная система станет менее эффективной хотя бы потому, что никто не захочет везти многие грузы, например, уголь, потому что это грузы с низкой добавленной стоимостью. Концерн перевозит их, потому что ему выгодно – взимается плана за инфраструктуру, но перевозчикам это невыгодно», – пояснил Магонис.
Глава LDz сказал, что чем раздробленнее система, тем дороже становятся перевозки. «Либерализация рынка здесь не действует», – заявил Магонис, подчеркнув, что железнодорожные перевозки – очень специфическая отрасль.
Во всей Европе и в странах бывшего СНГ начались горячие дискуссии о запланированный ЕС требованиях к железнодорожным предприятиям, а именно о так называемом 4-м железнодорожном пакете ЕС. Он предусматривает вертикальное разделение функций железнодорожных предприятий – например, создание независимых предприятий, которые будут управлять инфраструктурой и заниматься грузовыми перевозками, сообщает ГАО Latvijas dzelzceļš.
В Европейском союзе 19% железнодорожных перевозок – грузовые, а 81% — пассажирские. В Латвии же 62% перевозок – грузовые и лишь 38% — пассажирские.
Ref: 102.108.108.4528