Представление о том, что организация концертов «а приори» приносит прибыль — ошибочно. Успех зависит от того, что предлагается в рамках каждого концерта, в интервью порталу бизнес-новостей BNN.LV указала основатель Mikrofona ieraksti, журналист и продюсер Элита Милграве.
Чем вы гордитесь больше всего?
За всю 15-летнюю историю своего существования Mikrofona ieraksti выплатили местным и зарубежным исполнителям и авторам гонораров на сумму более 4,5 миллионов латов, издано более 500 альбомов латышской музыки. Мы продюсировали много телевизионных передач и концертов, издали 17 DVD, а также создали сайт по распространению музыки в интернете Doremi.lv. 23 из всех изданных альбомов получили награды золотых или платиновых дисков.
За 15 лет предприятие сотрудничало с наиболее популярными латвийскими авторами и исполнителями. Среди них — Раймонд Паулс, Prāta vētra, Līvi, Лайма Вайкуле, Credo, Menuets, Labvēlīgais tips, Tumsa, 100.debija, Арнис Меднис, Лиене Шомасе, Cosmos, Aisha, Кристина Захарова и многие другие. Mikrofona ieraksti использует бренды MicRec и Raibā taureņa ieraksti, а также с момента основания является партнером крупнейшей звукозаписывающей компании в мире EMI Records. В странах Балтии мы представляем таких исполнителей как Depeche Mode, The Beatles, The Rolling Stones, Pink Floyd и Робби Уильямс.
Какова на данный момент ситуация со взиманием выплат по авторским правам с радиостанций?
Союз исполнителей и продюсеров (LAIPA) взимает деньги с радиостанций — между ними налажен нормальный диалог. Со всеми радиостанциями Латвии заключены договора. Конечно, существуют свои подводные камни. С этого года были немного изменены тарифы. Есть ряд умных предпринимателей, которые умеют обходить законы, однако постепенно наши отношения улучшаются. Была проделана большая работа, чтобы объяснить и доказать, что выплат авторам через AKKA/LAA недостаточно. То, что собирает LAIPA, делится исполнителям и продюсерам в пропорции 50 на 50.
Не наблюдается ли в Латвии толкучки, когда несколько исполнителей одновременно устраивают свои концертные турне? Ведь в регионах у нас есть только шесть домов культуры с достаточной вместимостью.
На концертную деятельность распространяются те же самые принципы экономики — без исключений. Если наблюдается перепроизводство, то часть концертов отменяются или переносятся. Для сохранения хорошей репутации продюсеров нередко концерты проводятся «для галочки», прекрасно осознавая, что они понесут убытки. Представление о том, что организация концертов «а приори» приносит прибыль — ошибочно. Успех зависит от того, что предлагается в рамках каждого концерта.
Какова оптимальная цена за билет на концерт латвийских исполнителей?
Я считаю, что пять-семь латов, которые нередко запрашивают местные музыканты — это уже на грани, может не получиться распродать весь зал. Это зависит от объективных затрат на production, а также от того, как лучше угодить ожиданиям зрителей/слушателей. Мы никогда не предлагали «дешевую колбасу» и собирали за это большие деньги. Мы считаемся с тем, что в турне по всей Латвии, например, для группы Bet Bet, могут быть включены максимум 10-12 мест — дальше просто негде выступать.
Prāta vētra после 3 места на Евровидении с песней My Star была многообещающей командой – обошла музыкальные рынки Швеции и Германии, а потом группа притормозила, словно не хотела дальше бороться. Как было на самом деле?
На Европейском рынке мы их продвинули не безуспешно – в Польше альбом Among the suns получил статусы и золотого, и платинового диска. Однако были проблемы в менеджменте, и были допущены некоторые другие ошибки. Например, в Объединенном королевстве, если музыканты попадают в TOP40, у них появляется множество поклонников. Нам тогда немного не хватило опыта, да и со стороны парней не было стопроцентного доверия насчет того, что мы делали. В итоге мы вовремя не среагировали, и удачный момент ушел. Интерес слушателей переключился на других исполнителей. Попытаться пробиться еще раз, уже опираясь на полученный опыт, в два-три, а то и в десять раз сложнее и дороже. Потом наши пути разошлись, поскольку они сами создали звукозаписывающую компанию. Я не хотел бы комментировать их мнение на тот счет. Наши достижения оборвались на полпути, так как их амбиции не соответствовали реальной отдаче. Там еще долго надо было работать.
Статус золотого диска по-прежнему можно получить за продажу 8 000 копий, а платиновый диск за 15 000 проданных копий или эта планка все же понизилась?
Для получения статуса золотого диска сейчас необходимо продать 5 000 копий, а чтобы получить платиновый диск – 9 000 копий. Этот порядок не менялся с начала кризиса в 2008 году. Снижать планку ниже уже смешно и незначительно. Эти статусы установлены не для того, чтобы радоваться достижениям. Это еще и надежный критерий для иностранных продюсерских компаний, которых интересует, сколько в этой стране можно реально продать. Статусы позволяют определить, что значит успешные объемы продаж. В Германии статус золотого диска могли бы давать за 50 000 или за 100 000 копий, поскольку объем музыкального рынка отличается от нашего. Статусы действуют, как измерительная лента.
Сколько в среднем стоит записать альбом в звукозаписывающей студии?
Амплитуда цен очень разная. Если работать без ужасного стресса, средний альбом можно записать за 4000-5000 латов из расчета, что работа сдельная, а не почасовая. Если это хотят сделать в иностранной студии с привлечением профессиональных продюсеров, расходы будут на порядок выше. Размещение аппаратуры и географическое место расположения студии не имеет большого значения. Важнее роль опытного продюсера, который видит что именно можно вытянуть из конкретного художника. Себестоимость одного диска – всего от 30 до 40 сантимов, а истинную ценность создает вложенный творческий труд, предыстория художника (популяризация, создание вкуса, консультации стилистов, студии вокала, поддержание формы и т.д.), а также интеллектуальная собственность.