То, что латвийские порты все больше будут ощущать сокращение транзитного грузооборота, прогнозировалось еще после введения экономических санкций между Евросоюзом и Россией, и последствия этого продолжают ощущаться. В отдельных отраслях — сильнее. Одной из наиболее пострадавших является как раз транзитная отрасль, пишет портал ventspilnieks.lv.
Один из важнейших факторов — то, что Россия держит свое обещание и все больше грузов отправляет в собственные порты, а не транзитом через Балтию, особенно Латвию. Это ярко демонстрируют прошлогодние показатели: грузооборот российских портов в прошлом году вырос до 787 млн т, что на 9% больше, чем годом ранее. Латвия пережила 2%-спад по сравнению с 2016 годом, говорится на портале.
Большого оптимизма не вселяет и этот год. Основная задача — сохранить хотя бы этот уровень оборота и продолжать искать новые возможности.
По сравнению с 2016 годом зафиксирован небольшой рост грузооборота, однако 33,362 млн т — это 2-й самый низкий показатель за последние семь лет. Самый высокий был в 2012 году, когда оборот насыпных грузов достиг 37,279 млн т.
Как шли дела в Вентспилсском порту?
Лидером латвийских портов по объему переваленных грузов в прошлом году все также был Рижский порт — 33,674 млн т. Правда, в отличие от двух других крупных портов (Вентспилс и Лиепая), в столице зафиксирован спад грузооборота, который достиг 9,2%.
Вентспилсский порт завершил год на символической хорошей ноте — благодаря пережитому в начале года весьма неплохому росту оборота, однако с каждым месяцем процентный показатель снижался по сравнению с прошлым годом и в конце года составил всего 6,5% или 20,035 млн т. Рост небольшой, но зато второй самый низкий после обретения независимости.
Оборот Лиепайского порта в прошлом году был более чем в три раза меньше, чем вентспилсского, и достиг 6,588 млн т, но тем не менее это рост на 16%. Лиепайский порт все больше фокусируется на своем сегменте — хочет стать главным в перевалке зерна, хотя в Вентспилсском порту с благословения муниципалитета уже расширен крупный зерновой терминал, и столица в этом плане не сидит сложа руки.
Литва отрывается от Латвии
Объемы грузоперевозок сократились и на латвийских железных дорогах. В прошлом году оборот составил 43,79 млн т, что на 8,4% меньше, чем годом ранее. Особенно сократился объем транзита через порты — на 11,3% — до 35,04 млн т. Пока ГАО Latvijas Dzelzceļš вместе с дочерними компаниями больше заботится о повышении стоимости основных средств, а не о тарифных вопросах, Латвию снова обгоняет соседняя Литва. Там объемы перевозок в прошлом году возросли на целых 10% и достигли 53,5 млн т.
Ref:224.112.112.8148