Видземский районный суд в Лимбажи в четверг, 21 января, оправдал обвиняемого во взяточничестве бывшего председателя правления ГАО Latvijas dzelzceļš (LDz) Угиса Магониса и эстонского миллионера Олега Осиновского.
Приговор может быть обжалован в Видземском окружном суде. Дело рассматривал судья Карлис Янсонс. Как сообщила пресс-секретарь прокуратуры Айга Эйдука, после ознакомления с решением суда прокуратура однозначно подаст протест.
Согласно обвинению, летом 2015 года Осиновский передал Магонису взятку в размере около 500 000 евро в связи с многомиллионной закупкой предприятия LDz ritošā sastāva serviss — закупка старых дизельных локомотивов у принадлежавшего Осиновскому предприятия Skinest Rail. Перед передачей дела в прокуратуру уголовный процесс рассматривало Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК).
Прокуратура попросила суд назначить обоим обвиняемым наказание в виде лишения свободы на четыре года.
Прокуратура потребовала также в отношении Магониса конфискацию имущества, лишение права занимать должность члена правления в государственных и муниципальных коммерческих предприятиях сроком на пять лет. Для Осиновского никаких дополнительных мер наказания не запрашивалось.
Кроме того, прокуратура попросила признать конфискованные при задержании обоих лиц 499 500 евро преступно нажитым имуществом и конфисковать их в пользу государства.
В своей последней речи в суде Осиновский категорически отрицал выдвинутое обвинение и повторно подчеркнул что он как частное лицо заплатил Магонису комиссию за использование его частных контактов в «Российских железных дорогах», чтобы возобновить договор между Даугавпилсским локомотиворемонтным заводом (ДЛРЗ) и «Российскими железными дорогами».
Осиновскис утверждал, что у него не было желания и мотива платить Магонису за победу в конкурсе с ДЛРЗ, в котором ДЛРЗ и так победил и на который Магонис не мог повлиять даже теоретически, хотя бы чисто из экономических соображений.
Локомотивы продавались по самой низкой цене в рассрочку, а общая сумма договора по отношению к обороту была незначительной, и в конце концов он как акционер не вмешивался в оперативную деятельность предприятия.
В то же время Осиновский подчеркнул, что ситуация с российским договором совершенно иная. От него зависело, сможет ли завод обеспечить свою деятельность за счет оборотных средств, или ему, как акционеру понадобится инвестировать собственные средства.
Поэтому он лично был заинтересован в привлечении всех ресурсов, чтобы помочь возобновить российский договор, который был приостановлен из-за санкций. Услуги по ремонту имеют высокую рентабельность, сумма договора превышала головой оборот, а сам договор давал возможность ему как акционеру не вкладывать в завод свои личные средства.
Чтобы Магонис представлял его интересы в РЖД, Осиновский платил ему комиссию.
Также сообщается, что тогдашнее должностное лицо БПБК, а ныне депутат Сейма Юрашс летом 2016 года публично заявил о том, что ему была предложена взятка, чтобы переквалифицировать уголовный процесс Магониса и Осиновского из дела о взяточничестве в дело о торговле влиянием, предусматривающем более мягкое наказание. Юрашс утверждал, что его до публичного заявления он информировал БПБК под руководством Ярослава Стрельченока и прокуратуру под руководством Эрика Калнейерса о попытке его подкупить.
Юрашс утверждал, что реакции на его заявления со стороны указанных учреждений не последовало, поэтому он решил сообщить об этом общественности через средства массовой информации.
В связи с этими событиями в отношении Юрашса был начат уголовный процесс. Прокуратура выдвинула ему обвинение за намеренное разглашение государственной тайны. Сейчас рассмотрение дела ведется в суде первой инстанции.