Политики партий, формирующих будущую коалицию, готовы изменить модель государственного управления, в исполнительную власть внедрив многоуровневое политическое управление и, при необходимости, адаптировав его под актуальные проблемные вопросы, а не придерживаться исторически сложившихся министерских рамок.
Такую позицию политики высказали в среду, 26 октября, на конференции «Латвийская национальная стратегия и общественно-политический консенсус», организованной Объединением экономистов в сотрудничестве с Канцелярией президента.
Член объединения партии «Новое Единство» Арвилс Ашераденс заявил, что необходимо внести изменения в Закон о государственном управлении и Закон о Кабинете министров, чтобы можно было внедрить государственных министров или вице-министров, ответственных за определенные отрасли или проблемные вопросы.
Политик Национального объединения Робертс Зиле также в ходе обсуждения напомнил, что когда он был министром финансов, он был государственным министром, отвечающим за государственные доходы. Из того, что сказал политик, было видно, что возражений против внедрения таких госминистров, отвечающих за конкретные отрасли, нет.
Политик партийного объединения «Объединенный список» (ОС) Марис Кучинскис заявил, что существенных возражений против нового министерства окружающей среды и энергетики нет, только ОС хотел бы подробнее выяснить задачи и обязанности этого нового министерства.
Уже сообщалось, что Объединение экономистов предлагает реформировать модель правительства как в процессе его формирования, так и дальнейшей работы, заявил президент Объединения экономистов Оярс Кехрис.
Он подчеркнул, что необходимы улучшения в государственном управлении – в законодательной, исполнительной власти, потому что действующая модель правительства не отражает приоритеты правительства, существует риск слабых министров, а также не отражены горизонтальные связи между министерствами.
Более современной моделью, по мнению Объединения экономистов, стало бы, если бы партии, формирующие правительство, выделили бы для реализации от трех до пяти приоритетов до следующих выборов. На основании предложенных партиями приоритетов премьер-министр предложил бы им примерно 10 общих приоритетов и модель их реализации.
Из числа предложенных партиями кандидатов премьер-министр выбрал бы министров, за компетенцию которых он будет нести ответственность, и предложил их президенту на утверждение.
На данный момент министры более серьезную ответственность несут перед своей партией, чем перед премьер-министром, отметил Кехрис.
Министры подготовили бы декларацию Кабинета министров, уточнив план достижения приоритетов. После этого Сейм одобрил бы модель правительства, предложенную премьер-министром и поддержанную президентом.
Инструментами премьер-министра также могли бы стать комитеты Кабинета министров, возглавляемые министрами соответствующих отраслей, в которых бы принимались основные решения, что сделало бы заседания Кабинета министров более формальными, пояснил Кехрис.
Объединение экономистов также предлагает ввести должности министров по особым задачам, посты государственных министров, которые бы отвечали за конкретные направления. В то же время это не означало бы увеличения количества министерств, так как одно министерство могло бы обслуживать нескольких министров.
Таким образом можно достичь более эффективного и компетентного принятия решений, правительство стало бы более политически ответственным, профессиональным и компетентным, а партии смогли бы проявить себя в выполнении своих обещаний, сказал Кехрис.
В свою очередь, президент страны Эгилс Левитс заявил в ходе дискуссии, что в стране есть несколько сфер и проблем, в которых вообще отсутствует государственная политика, и нет ответственных государственных чиновников.
Например, в таких областях, как энергетика, вопросы климата, демография, коммуникация, квалификация людей, цифровая политика, антикризисное управление.
По мнению Левитса, все они должны иметь отдельные области политики и ответственных лиц.
Президент также высказал мнение, что этими направлениями могли бы управлять ответственные политические деятели как первого, так и второго уровня, как это было в 1990-е годы. Таких политработников можно было внедрить уже при формировании коалиции.
По мнению Левитса, партии должны договориться о том, кому надлежит стать политическими чиновниками первого уровня и формировать новые министерства, а кому – чиновниками второго уровня – государственными министрами или вице-министрами, как это было в довоенной Латвии. Задачи вице-министра заключалась бы в управлении определенными департаментами в министерстве, ответственными за определенную область.
Таким образом, вице-министр внешне был бы политическим лидером определенной отрасли, но без отдельного министерства.
Президент отметил, что таким образом можно было бы назначать политических лидеров по многим не охваченным до сих пор направлениям и формировать национальную политику. В то же время, по мнению Левитса, назначение политически ответственных чиновников второго уровня в определенных отраслях не приведет к увеличению общей численности сотрудников центрального аппарата государственного управления.
Левитс также упомянул, что таким образом правительство станет более эффективным, гибким и способным управлять многими другими областями и отраслями.
Читайте также: Кариньш: мы приближаемся к общему пониманию правосудия и хорошего управления; стоит вопрос о новом министерстве