В борьбе учителей за свои права и справедливую зарплату, а также за неспособностью политиков обеспечить соблюдение конституционных принципов забыто самое главное — права детей на образование, считает латвийский омбудсмен Юрис Яноснс.
У учителей есть все права на осуществление плана о предстоящей бессрочной забастовке с 19 сентября, но дети не должны страдать от этого. В данном случае происходит столкновение двух закрепленных в Конституции Латвии (Сатверсме) прав: права учителей на проведение забастовки и права детей на образование.
По мнению омбудсмена, дети не должны страдать из-за забастовки педагогов. Обязанность государства и самоуправления — обеспечить детям обучение. При этом в ситуации, когда это не обеспечивается, у родителей есть право обратиться в самоуправление и в административный районный суд с требованием компенсирующих механизмов.
«Предстоящая забастовка работников образования и науки — по большому счету последствия неисполнительности и нежелания наших политиков».
«Грустно наблюдать за тем, как в предвыборной обстановке ведутся мелкие политические игры вокруг такого серьезного и ответственного вопроса, как образование наших детей», — подчеркнул Яноснс.
Кроме того, омбудсмену непонятно, почему Латвийский профсоюз работников образования и науки (ЛПРОН) дождался начала нового учебного года и предвыборного периода, чтобы начать забастовку и оказать давление на политиков, чтобы те выполнили условие Сатверсме относительно права на справедливую оплату труда и другие прописанные в правовых актах правила.
У учителей есть полное право выступить за справедливую зарплату. Риторика бездействия местных политиков в данном случае неуместна. Однако выбранное для забастовки время ставит участников учебного процесса, в данном случае речь идет об учениках и их родителях, в неравное положение. По сути это шантаж.
Интересы учителей отстаиваются за счет образования детей, что, на взгляд омбудсмена, неприемлемо.
Министерству образования и науки следовало больше внимания посвятить решению политических вопросов, а не администрированию денежных средств между образовательными учреждениями. Это обязанность самоуправлений, подчеркивает правозащитник.
«Мы в очередной раз не можем договориться о решении государственно важных вопросов, в результате чего страдает один из краеугольных камней — качество образования наших детей».
«Мы не должны забывать, что в прошедшие два года процесс образования и без того был сложным в связи с ограничениями из-за пандемии Covid-19 в образовательных учреждениях. Нынешняя ситуация ни коим образом не способствует стабильности государства», — указал Яноснс.