Большая часть опрошенных жителей Балтийских стран хотели бы видеть более резкое снижение налога на добавленную стоимость (НДС) на продовольствие, свидетельствует исследование, проведенное бизнес-порталом Nozare.lv и компанией Gfk Custom Research Baltic.
В Латвии с этим утверждением согласны 76% жителей, в Литве – 69%, а в Эстонии – 61%. Как отмечают авторы исследования, чаще всего такую идею поддерживала та группа жителей, которая тратит на продукты питания большую часть доходов – рабочие, пенсионеры и люди с низкими доходами. Против снижения НДС на продовольствие высказались 6% респондентов из Латвии, 5% из Литвы и всего 2% жителей Эстонии.
В исследовании указано, что в целом половина жителей Латвии считает, что снижение НДС будет способствовать снижению цен. Чаще всего так думают женщины. Мужчины соглашаются, что ставку НДС надо снизить, но не верят, что под ее влиянием уменьшатся цены на продовольствие.
Респондентам также был задан вопрос о том, является ли производство продовольствия и напитков важной экспортной отраслью. С этим утверждением согласились 34% литовцев, 23% латвийцев и 15% эстонцев. Не согласны с этим 7% респондентов из Латвии, 5% из Эстонии и 4% из Литвы.
На презентации исследования эксперт DNB banka в области экономики Петерис Страутиньш отметил, что в целом у экспорта продовольствия есть большие перспективы.
«Производство продовольственной сельскохозяйственной продукции в последние два года было одной из самых стремительно растущих категорий экспорта. В денежном исчислении оно выросло по меньшей мере в 12 раз. В Латвии также стремительно выросла переработка продовольствия. Этот процесс продолжится, поскольку в связи с ростом цен на продовольствие в Латвии увеличится производство зерна, молока и мяса, к тому же имеется довольно много свободных земель для того, чтобы у отрасли были большие перспективы», – отметил Страутиньш.
В свою очередь глава Латвийской федерации производителей продовольствия Инара Шуре считает, что в следующие годы прирост экспорта продовольствия сбавит темпы.
«Экспорт был вопросом выживания для предприятий пару лет назад, когда покупательская способность в кризисные годы была на очень низком уровне. Сейчас некоторые производители до сих пор ощущают прорыв в экспорте, но в далльнейшем прирост экспорта замедлится, поскольку для этого требуются серьезные инвестиции и освоение новых рынков», – сказала Шуре.
Исследование проводилось в интернете в период с 14 по 20 июня. В Латвии были опрошены 1016 жителей, в Эстонии – 784, а в Литве – 1021 пользователей интернета.
Ref:103.108.108.1146