В 2007 году, находясь в тюрьме в связи с обвинениями в осуществлении коррупционных схем и прочих тяжких преступлениях, Айварс Лембергс продолжал давать распоряжения Вентспилсской городской думе, ее депутатам, через письма из Матисской тюрьмы. В письмах выражались просьбы к депутатам ознакомить его с финансовыми планами, различными документами и намерениями думы относительно управления городом.
В распоряжение BNN попали два письма: одно написано, когда Лембергс находился в Матисской тюрьме, а второе – после решения суда освободить его из тюрьмы и назначить домашний арест.
В обоих письмах упоминаются и те депутаты, которые до сих пор в Вентспилсской городской думе, например Улдис Бойтманис, получивший также личное письмо от Лембергса.
В данной статье приведен перевод писем, опубликованных с сохранением орфографии и пунктуации автора.
Лембергс обращается к Бойтманису: «Привет, Улдис и компания!»
Далее он пишет:
«Сердечное спасибо тебе и компании за письмо и фотографии. Я очень рад, что, судя по фотографиям, все идет по плану. Только не упомянут дом обслуживания. Что насчет него? Как далеко продвинулись мысли о том где он может быть?
–гостиницу
–бассейн 50м.
Где может быть. Какое может быть техническое задание на проектирование?»
Письмо, адресованное лично Бойтманису, написано из Матисской тюрьмы через несколько месяцев после задержания Лембергса и за месяц с небольшим до применения новой меры пресечения. Наверное, поэтому в конце написано: «Бодрый и полный оптимизма, уверенности Айварс Л.»
Из письма понятно, что переписка между ними велась долго и Бойтманис отчитывался перед Лемебргсом о результатах в думе.
Будучи под домашним арестом, Лембергс неоднократно подчеркивает депутатам Вентспилсской городской думы, что дума поступает неправильно и что, по его мнению, надо по-другому. Это относится, например, к строительству Дома латышского общества. А еще в письме он просит депутатов ознакомить его с финансами и документами:
1. Из статей в «Вентас Балсс» я узнал, что принято решение (планируется принять?) о том, что Дом латышского общества будет реновирован и в нем разместится дом школьного творчества.
Сомневаюсь в правильности этого решения. Как бы не вышло как с амфибией – и не машина, и не моторная лодка. Прошу прислать материалы, на основании которых было принято (планируется?) это решение.
2. А еще из прессы я узнал, что спортивный интернат на ул. Саулес переедет в помещения бывшей Парвентской больницы.
Думаю, что это решение ошибочное, ведь все главные спортивные базы находятся на левом берегу города так же, как высшая школа и самые престижные школы и др. учреждения дополнительного образования детей. Прошу ознакомить с документами, на основании которых принято такое решение, в том числе о профиле и финансировании, в т. ч. из государственных (или ЛОК) средств.
3. Несколько месяцев назад я ознакомился с описательной частью и анализом рисков плана городского развития.
Было много примечаний. Прошу ознакомить с этими примечаниями и последним вариантом».
«Спасибо. Живя ради Вентспилса и вентспилчан. АЛ»
Эти попавшие в распоряжение BNN письма доказывают, что Лембергс, будучи в тюрьме, продолжает давать распоряжения депутатам.
«Цирковое представление» продолжается уже более десяти лет. Генеральная прокуратура не отменяла меру пресечения Лембергсу, обвиняемому в тяжких финансовых преступлениях: запрет на исполнение обязанностей председателя Вентспилсской думы.
Лембергсу официально запрещено исполнять обязанности председателя. Но кто верит, что эта мера пресечения действительно соблюдается?
Учитывая, что Лембергс много лет не соблюдал этот запрет/пытался обходить его, устраивая в Вентспилсской думе театр, не похоже, что ситуация может измениться сейчас, когда Лембергс уже три месяца находится в санкционном списке США. Санкции разве что немного уменьшили кошелек Лембергса, а его влияние осталось.
Тут можно играть в игру – кто трусит, тот и виноват. Ни содержание под стражей, ни запрет, ни включение в список санкций США не являются достаточным поводом для сторонников Лембергса перестать слепо следовать за этим серым кардиналом, ведь, наверное, у Лембергса против них тоже немало доказательств. Тут так: если кто-то решил потопить «Шляпу», она потянет за собой и других.
То, что власть Лембергса по-прежнему существует, доказывает, к примеру, то, что после введения санкций Вентспилсская дума приняла бюджет, который подготовлен под руководством Лембергса. Продолжая «театральное представление», Лембергс в начале января вышел из руководства и состава думского комитета по вопросам городского развития, но уже в конце того же месяца устроился председателем комитета по социальным вопросам.
Неужели глава Министерства охраны окружающей среды и регионального развития Юрис Пуце не видит (или не желает видеть), что закон обходится, чтобы фактическая власть оставалась в руках Лембергса? Почему в Латвии, когда человек, обвиняющийся в коррупционных преступлениях, еще и первым в Балтии попадает в санкционный список США, судьи, прокуроры, министры, горожане и учреждения продолжают перекладывать ответственность друг на друга? Ну а остальные тем временем наблюдают за этим фарсом со стороны…