В чьих руках на самом деле поводья транзитной сферы Латвии? Одна из персон на высоких постах — председатель правления Latvijas dzelzceļa (LDz) Эдвинс Берзиньш, чьи карьерные пути часто проходили через находящиеся в управлении Айварса Лембергса предприятия еще со времен Latvijas kuģniecība. Возможно, это не покажется чем-то удивительным, ведь Лембергс все еще тесно связан с транзитной сферой Латвии. При этом возникает вопрос: случайно ли то, что Берзиньш занимает руководящую должность в LDz, пишет портал Ventspilnieks.lv.
Для того чтобы расширить влияние в транзитной сфере, Лембергс «перевел» своего коллегу Берзиньша из Latvijas kuģniecība (LK) в LDz. Бывшее латвийское государственное пароходство в 2002 году стало публичным акционерным обществом. Приватизированное предприятие Ventspils nafta приобрело на Рижской фондовой бирже неполные 50% от основного капитала LK. Сегодня более 90% LK принадлежат концерну Vitol. Долгие годы в LK происходили конфликты между акционерами — за влияние боролись так называемый лагерь Лембергса и его оппоненты. Портал пишет, что как только управление Министерством транспорта перешло к Союзу «зеленых» и крестьян (СЗК), то тогдашний министр транспорта Улдис Аугулис с удивительной скоростью бросился создавать своего рода «осьминога СЗК», продвигая почти во все контролируемые Минтрансом государственные компании людей, приближенных к «зеленым и крестьянам» и Айварсу Лембергсу. Но особенно щедр он был к бывшим соратникам мэра Вентспилса в Latvijas kuģniecībа.
Например, Эдвинс Берзиньш был членом правления и руководителем юридического департамента LK, а теперь руководит Latvijas dzelzceļš и является заместителем председателя совета RB Rail — предприятия, ответственного за проект Rail Baltica. В совете RB Rail работает также заместитель юридического директора ГАО Latvijas dzelzceļš по административным вопросам Винета Рудзите, которая в свое время была заместителем руководителя юридического отдела LK. С LK в свое время был связан и Вернерс Лусис, подозреваемый в уклонении от уплаты налогов в размере 48 млн евро в Польше. Он был членом правления дочернего предприятия LK — ООО LSC Shipmanagement и в свое время упоминался как один из приближенных к Лембергсу людей. До задержания Лусис был председателем правления дочернего предприятия LDz — LDz loģistika, а потом был устроен в LDz Cargo, где ежемесячно получал заплату 3 500 евро. Инициатива назначить Вернерса Лусиса председателем правления LDz loģistika в свое время исходила от Берзиньша. Телепередача Nekā personīga («Ничего личного») сообщала, что, по неофициальным данным, на том, чтобы Лусис оставался в LDz Cargo, настаивал именно Эдвинс Берзиньш.
Сейчас Берзиньш является также вице-президентом Латвийской конфедерации работодателей, членом совета Латвийской торгово-промышленной палаты и членом правления Латвийской ассоциации транзитного бизнеса, президент которой Лембергс.
В Латвии это не необычная практика, когда одни и те же люди работают в нескольких правлениях предприятий, в элитных обществах, которые обсуждают отраслевые интересы и являются отраслевым рупором в правительстве. При этом, скорее всего, используя государственные административные ресурсы, они реализуют и личные бизнес-интересы, становясь лоббистами определенных решений. Понятно, что в обществе такого масштаба себя представляют руководители, члены правлений крупных предприятий, однако возникает вопрос о соразмерности, который касается конкурентоспособности бизнес-среды.